20 мая исполняется 50 лет со дня изготовления танка "Т-64" |
\\ Articles
21/05/2018 5:01pm
Мы посвящаем этот материал одному из самых известных танков отечественного производства. Т-64 был принят на вооружение в самом конце 1966 года.
|
Т-64А |
|
|
|
Т-64А (1974 года выпуска) |
|
Классификация |
средний и основной танк |
Боевая масса, т |
38 — 38,5 |
Компоновочная схема |
классическая с отд. упр. спереди и МТО сзади |
Экипаж, чел. |
3 |
История |
|
Разработчик |
ХКБМ |
Производитель |
Завод № 75 |
Годы производства |
1969[1]—1980 |
Годы эксплуатации |
с 1967 |
Количество выпущенных, шт. |
более 8000 |
Основные операторы |
Украина, Россия, Узбекистан, Демократическая республика Конго |
Размеры |
|
Длина корпуса, мм |
6540 |
Длина с пушкойвперёд, мм |
9225 |
Ширина, мм |
3415 |
Высота, мм |
2172 |
База, мм |
4242 |
Колея, мм |
3270 |
Клиренс, мм |
500 |
Бронирование |
|
Тип брони |
комбинированная многослойная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. |
80+105 (СТБ) +20/68° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. |
80 / 60° |
Борт корпуса, мм/град. |
80 |
Лоб башни, мм/град. |
90+150 (алюм. сплав) +90 |
Вооружение |
|
Калибр и марка пушки |
125-мм 2А46-1 |
Тип пушки |
гладкоствольная пушка |
Длина ствола, калибров |
51 (6350 мм) |
Боекомплектпушки |
37 выстрелов раздельного заряжания |
Углы ВН, град. |
14,5 |
Углы ГН, град. |
360 |
Дальность стрельбы, км |
9,4 с боковым уровнем (4 с ТПД2-49 и 0,8 с ТПН1-49) |
Прицелы |
ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5 |
Пулемёты |
1 7,62-мм спаренный ПКТ и 1 12,7-мм зенитный НСВТ |
Другое вооружение |
в укладке 1 АКМС или АК-74С и 1 СПШ |
Подвижность |
|
Тип двигателя |
5ТДФ |
Мощность двигателя, л. с. |
700 |
Скорость по шоссе, км/ч |
45—50 (максимальная — 60,5) |
Скорость по пересечённой местности, км/ч |
25—45 по полевой дороге |
Запас хода по шоссе, км |
500—600 (700 с дополнительными бочками) |
Запас хода по пересечённой местности, км |
225—360 (310—450 с дополнительными бочками) по полевым дорогам |
Удельная мощность, л. с./т |
18 |
Тип подвески |
независимая торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² |
0,84 |
Преодолеваемый подъём, град. |
30 |
Преодолеваемая стенка, м |
0,8 |
Преодолеваемый ров, м |
2,85 |
Преодолеваемый брод, м |
1 (с 1976 года — 4) |
|
Т-64А (Индекс ГБТУ — Объект 434) — советский средний и основной танк.
Создан в начале 1960-х в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению, серийно выпускался с 1969 года, параллельно со средними танками Т-55, Т-62 и Т-64. Первоначально имел обозначение «Танк Т-64 с гладкоствольной пушкой Д-81». Принят на вооружение Советской армии ВС Союза ССР Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, от 20 мая 1968 года, этим же постановлением танку было присвоено обозначение Т-64А.
Т-64 имел гладкоствольную пушку калибра 115 мм 2A21 (Д-68) и спаренный 7,62-мм пулемёт ПКТ. На нём впервые в мире применили автоматическую систему заряжания орудия с выбором типа снарядов, что позволило сократить экипаж, убрав из него заряжающего. Экипаж танка состоял из трёх человек. На танке впервые был установлен оптический стереоскопический дальномер (с модификации Т-64Б, также впервые, — квантовый (лазерный) дальномер)[4]. Броня танка впервые в мире стала комбинированной, чтобы повысить защищённость от кумулятивных снарядов и новых видов снарядов с деформируемой головной частью и пластичным взрывчатым веществом. Ходовая часть снаружи получила защитные поворотные щиты с той же целью. С танка в связи с представляющейся нецелесообразностью был убран зенитный пулемёт (поскольку скорости фронтовой авиациисущественно выросли, и успешный обстрел летящего на большой скорости самолёта стал маловероятным).
Дальнейшая модификация танка Т-64А (с 1968 года) получила более толстую броню и пушку калибра 125 мм, что фактически изменило прежнюю классификацию танков на средние и тяжёлые. Новый танк сочетал в себе качества и тех и других, поэтому стал первым в мире основным боевым танком. Модернизированный вариант этого танка под обозначением Т-64Б (1976 год) стал первым в мире основным боевым танком с ракетно-пушечным вооружением. История создания
Объект 430. Прототип Т-64
Принципиально новый танковый дизель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского.
Идея использовать на перспективном танке оппозитный горизонтальный двигатель возникла у А. А. Морозова задолго до начала работ над «Объектом 430», а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 год.
Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.
Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.
Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.
Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией. Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. В результате в отличие от большинства известных танков, где применена спаренная установка торсионов длиной в полную ширину корпуса, на укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26, после 1979 г. — 2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ)6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделении управлений и в боевом Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ.
Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность, которая достигла 10 выстрелов в минуту.
Был введён гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Ходовая часть была лишена нескольких механизмов, от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач[4]. Преодолеваемый брод — 1,8 метра при высоте танка 2,19. Установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемёт для борьбы с вертолётами управлялся командиром танка дистанционно.
Помимо военного варианта, БРЭМ-64, был разработан «гражданский» вариант БРЭМ без установки вооружения и системы защиты от ОМП.
В танк Т-64А ещё с момента создания «объекта 430» была заложена основная идея — меньшая масса и минимальный внутренний объём. Она и привела к бесперспективности этого танка, так как двигатель, ходовая часть и другие узлы и механизмы работали на пределе своих возможностей, не имея запаса прочности. Тяжело было и экипажу из-за кабинной укладки выстрелов.
— Карцев Л. Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»[
Ходовая часть «434» для перспективы и модернизации неприемлема, разрабатывать машину на этом шасси нельзя.
— Соич О. В., директор ХЗТМ[
На танке Т-72 есть резерв развития веса. На Т-64А этого нет, особенно по ходовой части…
— Потёмкин Э. К., директор ВНИИ-100
При такой конструкции механик-водитель был изолирован от командира и наводчика, а пороховые заряды артиллерийских выстрелов в сгорающих гильзах располагались вертикально по периметру боевого отделения. Это была в прямом смысле слова «пороховая бочка». Наряду с этим, такая конструкция отличалась излишней сложностью и была нетехнологична. Меня удивило, что Морозов согласился с таким решением. Был ещё один вопрос. Набутовский, в погоне за снижением веса, заменил дублирующий ручной механический подъёмный механизм пушки на гидравлический, подключив его к гидравлической системе стабилизатора пушки в вертикальной плоскости. Это оригинальное и красивое, с точки зрения экономии веса и внутренних объёмов боевого отделения, конструкторское решение не выдерживало никакой критики с точки зрения особых требований по надёжности к дублирующим приводам наведения. Весь смысл дублирующих приводов наведения пушки заключался в том, чтобы в условиях боя, когда в танке откажут и гидравлика, и электрика, но ещё сохранит некоторую боеспособность экипаж, наводчик смог, используя только свою мускульную силу и механические приводы наведения, вести огонь из пушки. В этом плане гидравлический ручной подъёмный механизм пушки противоречил здравому смыслу
— Костенко Ю. П. о конструкции Т-64, после командировки в КБ завода им. Малышева
В журнале Armor за март — апрель 1990 года капитан Джеймс Уорфорд в статье «Оценка советского танка Т-64» сделал такие выводы о значении принятия на вооружение Советской армии ВС СССР танков Т-64:
Мы до сих пор ощущаем то, как развёртывание Т-64 повлияло на НАТО. Как только стали известны возможности нового танка, западные армии запустили программы ускоренной разработки и развёртывания оружия противодействия Т-64. Эти усилия не просто продолжались несколько лет, но и усилились с появлением в 1984 году Т-64, оснащённых реактивной бронёй …
Если бы Т-64 вступил в бой неожиданно [для сил НАТО], — так, как вступили в бой Т-34/76 Второй мировой войны, — экипажам НАТО пришлось бы столкнуться с действительно новаторским, до того неизвестным оружием. Танкисты НАТО доблестно сражались бы на своих, худших, танках — с мрачным для них исходом … Развёртывание Т-34/76 было первым прецедентом, когда Советская Армия застала противника врасплох, выставив на поле боя новый, новаторский танк. Во второй раз это произошло с Т-64. Если бы Т-64 пошёл в бой против танков НАТО 1960-х и 1970-х годов, он бы наверняка захватил превосходство на поле боя. И хотя развёртывание Т-64 было направлено на тогдашних вероятных противников СССР [в мирное, а не военное время], его последствия были несоизмеримо бо́льшими и они ощущаются по сей день. Развёртывание FST-2 может стать третьим таким эпизодом, и Советы вновь ошеломят своих противников техническим превосходством. Мы обязаны изучить эту угрозу, предпринять ответные действия и разбить её до того, как она получит шанс на внезапный разгром её противников на будущих полях будущей войны … FST-2, как и Т-64, может стать танком, который сможет выиграть следующую войну.
Британский генерал Джон Хекетт, командующий Северной армейской группой НАТО в 1965—1968 годах, так описывал этот танк к своей книге «Третья Мировая война: нерасказанная история»:
… Производившийся в Харькове, на Украине, Т-64 был оснащен мощной 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания, и мог выпустить восемь снарядов в минуту на дистанцию до 2000 метров. Он имел экипаж в три человека, улучшенную броню, новый 780 л. с. двигатель, передовые приборы ночного видения и (подобно «Чифтену») лазерный дальномер. Однако, этот танк не пользовался большой популярностью у танкистов. Они находили его ненадёжным. С него часто слетали гусеницы. По сути, он создавался в спешке, как ответ на перспективный американский танк MBT-70, так и не принятый на вооружение.
Т-64А с оригинальными несплошными экранами
Т-64АК со вторым штырем антенны второй радиостанции перед командирской башенкой
Т-64А(1969 год) — модернизированный Т-64. Была установлена 125-мм гладкоствольная пушка 2А26, в дальнейшем с 1974 года стала устанавливаться модифицированная пушка Д-81ТМ (2А46-1), новая башня с корундовым наполнителем, новая система управления огнём, включающая в себя стереоскопический прицел-дальномер ТПД‑2‑49, имеющий стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости, и ночной прицел ТПН‑1‑49‑23, изменена конструкция механизма заряжания, установлен зенитный пулемёт с дистанционным управлением, установлен теплозащитный кожух ствола пушки, установлена новая система противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного тралаКМТ-6, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации. С 1984 по ОКР «Отражение» на ВЛД наваривалась дополнительная стальная плита толщиной 30 мм. Внешние отличия — несплошные подпружиненные бортовые экраны, в боевом положении раздвинуты в стороны, удерживаются тросиками, обеспечивают защиту бортов в секторах ± 0 — 30° от кумулятивных снарядов и ракет и ходовой части от осколочно-фугасных снарядов и ракет, в походное положение прижимаются к бортам экипажем и фиксируются задвижками; с правой стороны на башне кожух трубы стереоскопического дальномера с окном на конце.
Т-64АК (1973 год) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки АКБ). Внешнее отличие — гнездо второй антенны радиостанции на башне.
Т-64Б без кожуха трубы стереоскопического дальномер с правой стороны башни
Т-64Б(1976 год) — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения 9М112 «Кобра», новая система управления огнём 1А33-1 с прицелом-дальномером-прибором слежения 1Г42 со встроенным лазерным(квантовым) дальномером с высокой точностью определения дальности до цели и системой определения поправки на боковое движение цели и с электронным баллистическим вычислителем с автоматическим вычислением поправок для стрельбы, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, труба ствола пушки получила быстроразъёмное соединение с казёнником, увеличен динамический ход опорных катков. С 1984 по ОКР «Отражение» на ВЛД наваривалась дополнительная стальная плита толщиной 30 мм. Внешние отличия — отсутствие кожуха трубы стереоскопического дальномера с правой стороны башни, сплошные бортовые экраны и датчик бокового ветра в задней части крыши башни.
Т-64БК (1976 год) — командирский танк Т-64Б. Внешнее отличие от Т-64Б — гнездо второй антенны радиостанции на башне.
Т-64Б1 (1976 год) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.). Внешних отличий от Т-64Б нет.
Т-64БМ (1983 год) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л. с.
Т-64БВ (1985 год) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой. Бронирование лба корпуса усилено.
Т-64БВ1 (1985 год) — вариант танка Т-64Б1 с навесной динамической защитой.
Применялось три типа снарядов: кумулятивный, осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный.
В середине 70-х годов на вооружение Т-64Б принимается комплекс управляемого вооружения «Кобра». Управляемый снаряд с кумулятивной боевой частью размещался в «карусели» автомата заряжания, при этом снаряд был разделён — в лотке снаряда укладывалась головная часть (боевая часть + двигательный отсек), в лотке заряда — отсек управления + вышибной заряд. Механическое соединение снаряда (включая коммутацию электрических цепей) происходило автоматически в казённике пушки при выполнении цикла заряжания. Запуск производился через ствол пушки, в качестве вышибного заряда использовался алюминиевый поддон штатного выстрела, снаряжённый минимальным зарядом. Двигательная установка снаряда запускалась на расстоянии примерно 70 м от среза ствола.
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда на Т-64А составляла 450 мм.
Т-64А (1974 года выпуска) |
|
Классификация |
средний и основной танк |
Боевая масса, т |
38 — 38,5 |
Компоновочная схема |
классическая с отд. упр. спереди и МТО сзади |
Экипаж, чел. |
3 |
История |
|
Разработчик |
ХКБМ |
Производитель |
Завод № 75 |
Годы производства |
1969[1]—1980 |
Годы эксплуатации |
с 1967 |
Количество выпущенных, шт. |
более 8000[сн 1][2] |
Основные операторы |
|
Размеры |
|
Длина корпуса, мм |
6540 |
Длина с пушкойвперёд, мм |
9225 |
Ширина, мм |
3415 |
Высота, мм |
2172 |
База, мм |
4242 |
Колея, мм |
3270 |
Клиренс, мм |
500 |
Бронирование |
|
Тип брони |
комбинированная многослойная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. |
80+105 (СТБ) +20/68° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. |
80 / 60° |
Борт корпуса, мм/град. |
80 |
Лоб башни, мм/град. |
90+150 (алюм. сплав) +90 |
Вооружение |
|
Калибр и марка пушки |
125-мм 2А46-1 |
Тип пушки |
гладкоствольная пушка |
Длина ствола, калибров |
51 (6350 мм) |
Боекомплектпушки |
37 выстрелов раздельного заряжания |
Углы ВН, град. |
14,5 |
Углы ГН, град. |
360 |
Дальность стрельбы, км |
9,4 с боковым уровнем (4 с ТПД2-49 и 0,8 с ТПН1-49) |
Прицелы |
ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5 |
Пулемёты |
1 7,62-мм спаренный ПКТ и 1 12,7-мм зенитный НСВТ |
Другое вооружение |
в укладке 1 АКМС или АК-74С и 1 СПШ |
Подвижность |
|
Тип двигателя |
5ТДФ[показать] |
Мощность двигателя, л. с. |
700 |
Скорость по шоссе, км/ч |
45—50 (максимальная — 60,5) |
Скорость по пересечённой местности, км/ч |
25—45 по полевой дороге |
Запас хода по шоссе, км |
500—600 (700 с дополнительными бочками) |
Запас хода по пересечённой местности, км |
225—360 (310—450 с дополнительными бочками) по полевым дорогам |
Удельная мощность, л. с./т |
18 |
Тип подвески |
независимая торсионная |
Удельное давление на грунт, кг/см² |
0,84 |
Преодолеваемый подъём, град. |
30 |
Преодолеваемая стенка, м |
0,8 |
Преодолеваемый ров, м |
2,85 |
Преодолеваемый брод, м |
1 (с 1976 года — 4) |
Редакционная статья по материалам wikipedia.org
НАШІ КОНТАКТИ:
м. Дніпро
ISSN 20760507
Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович