Концепция трехвалкового прошивного стана для модернизации трубопрокатного агрегата (ТПА) 5-12″ с пилигримовыми станами. Приводные шпиндели прошивного стана. Часть III |
\\ Статьи
31/03/2014 1:57pm
Реферат Часть IIIПредложена конструкция и выполнен технический проект шарового шпинделя для передачи вращения рабочему валку от приводных электродвигателей при допустимом угле перекоса шпинделя 8°. Для передачи вращающего момента рабочим валкам прокатных станов используются шпиндельные устройства с шарнирами трения скольжения, с шарнирами трения качения и комбинированные.
Технический проект шарового шпинделя
|
1. Максимальный крутящий момент на одном шпинделе, Мкр.max |
– 30 тм |
2. Максимальный диаметр шарнира шпинделя, Dmax |
– 700 мм |
3. Диаметр вала шпинделя, dв |
– 400 мм |
4. Максимально допустимый угол между осями в сочленениях, φmax |
– 8o |
Расчет вала шпинделя
Материал – сталь 40ХН.
Условие прочности вала
Мкр.max = τmax ∙ Wкр (1)
где τmax - максимальные напряжения при кручении вала, кг/м2;
Wкр ≈ 0,2 - момент сопротивления вала при кручении, мм3.
Коэффициент запаса прочности
(2)
где = 0,6 σт - средний предел текучести при сдвиге, кг/м2;
σт - средний предел текучести при растяжении, кг/м2.
Для стали 40ХН границы разброса предела текучести
80 кг/мм2 ≤ σт ≤ 130 кг/мм2;
σт.ср = 105 кг/мм2;
τт.ср = 0,6 ∙ 105 = 63 кг/мм2;
= 2,34 кг/мм2.
Таким образом, коэффициент запаса прочности вала по пределу текучести при сдвиге составляет:
= 26,9.
Расчет шлицевого соединения
Материал – сталь 40ХН.
Условие прочности шлицевого соединения:
[Мкр] = Ƶ ∙ F ∙ rср ∙ ℓ ∙φ ∙ [σ см] (3)
где [Мкр] – допускаемый крутящий момент, кг/мм2;
Ƶ = 36 – количество шлицев, шт;
F = 0,5 (Dн – dв) – (∫+r) – рабочая контактная поверхность шлица, мм2;
rср = 0,5 Dср – средний радиус шлицевого соединения, мм;
ℓ = 140 – рабочая длина шлица, мм;
φ = 0,75 – коэффициент неравномерного нагружения;
[σ см]=0,56 σт – допускаемое напряжение на смятие, кг/мм2;
Dн= 400 – наружный диаметр шлицевого соединения, мм;
dв = 320 – внутренний диаметр шлицевого соединения, мм;
∫ = 5 – ширина фаски, мм;
r = 10 – радиус перехода шлица к канавке, мм;
Dср = 0,5(Dн + dв) – средний диаметр шлицевого соединения, мм.
F = 0,5 (400 – 320) – (5 + 10) = 25 мм;
rср = 0,5 мм;
[σ см] = 0,56 59 кг/мм2;
[Мкр] = 36 ∙ 25 ∙ 180 ∙ 140 ∙ 0,75 ∙ 59 = 1000 тм.
Коэффициент запаса прочности шлицевого соединения по моменту составляет:
n = = 33,3 (4)
Расчет втулки
Материал – сталь 40ХНМА.
Предел текучести
85 кг/мм2 ≤ σт ≤ 160 кг/мм2;
Средний предел текучести σт.ср = 122,5 кг/мм2;
Средний предел текучести при сдвиге
τт.ср = 0,6 σт.ср = 0,6 ∙ 122,5 = 73,5 кг/мм2;
Максимальные касательные напряжения
= , (5)
где момент сопротивления кручению Wкр определяется из выражения
Wкр = 0,2 D (6)
Dн = 499 – наружный диаметр втулки, мм;
Dвн = 380 – внутренний диаметр втулки, мм
Wкр = 0,2 ∙ 499 = 16,48 ∙ 106 мм3
= = 1,82 кг/мм2 (7)
Коэффициент запаса прочности по пределу текучести при сдвиге составляет:
n = = 40,4
Расчет обоймы
Материал – сталь 40ХНМА;
σт.ср = 122,5 кг/мм2;
τт.ср = 73,5 кг/мм2.
Наружный диаметр обоймы Dн = 700 мм, внутренний диаметр
Dвн = 651,2 мм.
Момент сопротивления кручению
Wкр = 0,2 ∙ D &&&= 0,2×7003 = 17,3 106 мм3;
== = 1,73 кг/мм2.
Коэффициент запаса прочности по пределу текучести при сдвиге составляет
n = = 42,5
Выбор зазоров
Радиальный зазор выбирается из условий перекоса шпинделя:
& = Rо (1 – сosφ max) (8)
где & – разность диаметров отверстия под шар и самого шара, мм (радиальный зазор);
Rо – 287,5 – радиус центра тяжести шара, мм;
φ max – максимальный угол перекоса валов в сочленениях шпинделя;
& = 287,5 (1 – сos 80) = 2,8 мм.
Расчет контактной прочности
Максимальное контактное усилие, действующее на шар:
Ро = , (9)
где Өi = – коэффициент упругости контактируемых тел;
i – индекс, контактируемого тела (i = 1 – шар, i = 2 – втулки или обоймы);
Еi – модуль упругости материала, кг/мм2;
mi – коэффициент, характеризующий отношение продольного удлинения к поперечному сжатию;
σmax – максимальное контактное напряжение, кг/мм2;
μ, ν – коэффициенты эллиптических интегралов;
ρ – радиусы кривизны контактируемых тел, мм-1.
В расчете принимается:
Определяются значения Өi и радиусов кривизны:
Ө1 = = 1,676 ∙ 10-4 ;
Ө2 = = 1,742 ∙ 10-4 .
Для поверхности шара
ρ = = 0,0263 мм-1;
ρ11 = ρ12 = ρ;
Для поверхности втулки (обоймы)
ρ21 = = - 0,0253 мм-1
ρ22 = 0.
Значения коэффициентов μ и ν определяются в зависимости от параметра τ:
τ = (10)
При τ = 0,9275 определяем:
μ = 3,526;
ν = 0,4297.
Максимальное контактное напряжение σmax определяется для более мягкого из контактирующих тел (втулка или обойма) следующим образом:
σmax = (11)
где = - допускаемые контактные напряжения, кг/мм2;
= σт - допускаемые напряжения при коэффициенте запаса прочности n = 1; кг/мм2;
σт = 122,5 - предел текучести стали 40ХНМА, кг/мм2;
m = 0,6 - коэффициент, определяющий отношение допускаемых напряжений к допускаемым контактным напряжениям;
ψ = 0,63 - коэффициент поправки на твердость материала при НВ = 500.
Таким образом, максимальное контактное напряжение:
σmax = = 324 кг/мм2
Максимальное контактное усилие:
ρо = 23,9 ∙ 103 кг
Разрушающее усилие определяется:
ρρ = cd2 = (4800 ÷ 5400) ∙ 7,622 = (27,9 ÷ 31,4) ∙ 104 кг,
где с - опытный параметр, определяющий диаметральные напряжения
при испытании шаров на разрушение, кг/см2;
d - диаметр шара, см.
Коэффициент запаса прочности по шарам из условий их разрушения составляет
n = = 11,6 (12)
Таким образом, расчеты шпиндельного соединения трехвалкового прошивного стана определяют значительный запас прочности основных деталей, что обеспечивает его работоспособность при принятых исходных данных расчета.
Рис. 10 Расчетная схема для определения координат оси верхнего рабочего валка
Рис. 11 Расчетная схема для определения осей валков
Рис. 12 Расчетная схема определения координат осей двигателей
и промежуточного шпинделя
Расчетные схемы определения координат оси валков, двигателей и промежуточного шпинделя приведены на рис. 10, 11, 12.
Методика расчета пространственных углов между осями включает:
Определение координаты двух точек каждой оси, имеющих одну общую точку (например, точка 2):
ось 1 х1; х2 ось 2 х2; х3
у1; у2 у2; у3
Ƶ1; Ƶ2 Ƶ2; Ƶ3
Определение длин осей
L1 = (13)
L2 = (14)
Определение направляющих косинусов в выбранной системе координат:
ℓ1 = |
ℓ2 = |
(15) |
m1 = |
m2 = |
(16) |
n1= |
n2= |
(17) |
Определение функции угла и угла в точке пересечения осей
сosφ = ℓ1 ℓ2 + m1 m2 + n1n2 (18)
Расчет углов в сочленениях шпинделей на входной стороне стана ведется для следующих исходных данных
ro = 600 мм, ʆ = 6о, δ = 6о.
Для определения параметров входной стороны прошивного стана с тремя приводными двигателями необходимо составить программу расчета, оптимизируя необходимые параметры (то ли допускаемый угол переноса осей φдоп = 8о, то ли длины шпинделей).
При этом обеспечение φдоп = 8о может быть достигнуто за счет изменения положения приводных двигателей, изменением угла раскатки рабочих валков при изменении размера параметра валков прошивного стана.
Необходимо также просчитать параметры входной стороны стана с учетом увеличения угла подачи рабочих валков до 12о.
Выводы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Производство труб на агрегатах с трехвалковым раскатным станом / Е.П. Барабашкин, И.К. Тартаковский. – М.: Металлургия, 1981. – 148с.
2. Пляцковский О.А. Основные направления развития горячей пилигримовой прокатки труб. «Производство труб», № 3.- М.: Металлургия, 1977 (МЧМ СССР).
3. Остренко В.Я. Преимущества использования трехвалковых прошивных станов в составе трубопрокатных агрегатов. «Производство труб», № 3, -М.: Металлургия, 1977 (МЧМ СССР), с. 6-11.
4. Напряженное состояние заготовки в станах поперечно-винтовой прокатки с различным количеством рабочих валков / П.И. Полухин, Ю.М. Матвеев, Р.М. Голубчик и др. Производство сварных и бесшовных труб. Сб. статей УралНИТИ, вып. VI, - М.: Металлургия, 1966, с. 80-86.
5. Тетерин П.К. Теория поперечной и винтовой прокатки. Изд. 2-е перераб. и доп. – М. : Металлургия, 1983, – 270 с.
6. Технология прокатного производства / А.П. Грудев, Л.Ф. Машкин, М.И. Ханин. – М. : Металлургия, 1994. – 656 с.
7. Технология винтовой прошивки / И.Н. Потапов, П.И. Полухин. 2-е изд. перераб. и доп. – М. : Металлургия, 1990. – 344 с.
8. Трубное производство: Учебник / Б.А. Романцев, А.В. Гончарук, Н.М. Вавилкин и др., 2-е изд. испр. и доп. – М. : МИСИС, 2011., - 970 с.
9. Производство труб: Учебное пособие / Ю.Ф. Шевакин, А.П. Коликов, Ю.Н. Райков. под ред. акад. РАЕН Ю.Ф. Шевакина. – М. : Интермет Инжиниринг, 2005. – 568 с.
10. Современные трубные станы / Я.Е. Осада, А.С. Зинченко, Ю.Г. Крупман. – М. – Металлургия, 1977, – 368 с.
11. Авторское свид. № 214478, СССР / И.К. Тартаковский, П.М. Финагин, П.И. Полухин и др. Б.И., 1968, № 12, с. 13.
12. Трехвалковый прошивной стан реконструируемого агрегата ТПА 550 / И.Г. Гетия, В.Я. Осадчий, А.С. Голодягин и др. Металлург, 1983, № 3, с. 31-32.
13. Основные направления при проектировании трубопрокатных агрегатов с пильгерстанами / И.С. Ревес, П.М. Финагин, И.К. Тартаковский, Металлургическое оборудование (НИИ информтяжмаш), М. : 1967, с. 3-11.
14. Авт. свид. 810311, СССР. Клеть косовалкового стана. / Г.А. Бибик, В.М. Друян, О.А. Пляцковский и др. Б И, № 9, 1981.
15. Патент 2308331, Россия. / Б.И. Тартаковский, И.К. Тартаковский, В.В. Бедняков и др. Опубл. 20.10.2007.
16. Патент 2308330, Россия / И.К. Тартаковский, Ю.С. Артемьев, Б.И. Тартаковский и др. Опубл. 20.10.2007.
17. Комаров А.Н. Шпиндели и муфты с шарнирами на телах качения для тяжелых машин (прокатных станов). – Днепропетровск. ДНВП «Системные технологии». 1998. -276 с.
18. Алгоритм расчета шпинделей с шарнирами на телах качения / А.Н. Комаров, А.Ю. Ефименко. Теория и практика металлургии, 1999, № 6., с. 29-31.
НАШІ КОНТАКТИ:
м. Дніпро
ISSN 20760507
Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович