ЗИЛ-41047

27/12/2013 4:51pm

Автор: по материалам "DeAgostini"

Категории: Автомобилестроение

ЗИЛ-41047 стал последним советским автомобилем, который создавался без каких бы то ни было финансовых и технологических ограничений. Статус официального правительственного лимузина позволял конструкторам нового ЗИЛа игнорировать и конъюнктуру рынка, и понятие «рентабельность».

 

 

 

 


Венец творения


В 1985 году ПОСТ генерального секретаря ЦК КПСС, а фактически главы государства, занял сравнительно молодой (по советским меркам) Михаил Горбачев. Провозглашенная им политика перестройки вдохновила специалистов Завода им. Лихачева (ЗИЛ) на рестайлинг выпускавшегося в то время правительственного лимузина ЗИЛ-41045.
Необходимость в очередном обновлении была обусловлена скорее политическими соображениями, нежели техническими: шасси и двигатель создавались с внушительным конструктивным «запасом», позволявшим еще добрый десяток лет не вносить в узлы и детали никаких изменений. Дело в том, что Горбачев, в отличие от своих предшественников, много ездил по стране и часто бывал с официальными визитами за рубежом. Естественно, что автомобиль молодого, динамичного, решительно настроенного лидера просто обязан был нести большую «смысловую нагрузку», чем церемониально-протокольные средства передвижения прежних советских руководителей.
В СССР новый автомобиль главы государства, провозгласившего перестройку и обновление во всех сферах жизни общества, должен был символизировать уверенность, быстрое движение вперед, необратимость перемен, а за рубежом попросту «производить впечатление».
В «эпоху перемен» ЗИЛ вошел с обновленной моделью правительственного лимузина: в 1986 году появился первый ЗИЛ-41047. Изменения коснулись главным образом внешнего оформления. Более выразительной стала облицовка радиатора, круглые фары уступили место квадратным производства фирмы Bosch, поворотники вернулись на углы передних крыльев, а задние фонари заполнили собой все
пространство задка. С передних боковых стекол исчезли форточки, а зеркала заднего вида получили новый корпус и стали устанавливаться не на дверь, а в угол окна.
Этих косметических изменений оказалось вполне достаточно, чтобы добиться впечатления относительной новизны. Была проведена и техническая доработка некоторых систем автомобиля. Двигатель ЗИЛ-4104 V-образный,восьмицилиндровый, с двумя распредвалами в головках блока оснастили бесконтактной электронной системой зажигания. В 1988 году гидромеханическая передача (ГМП), унаследованная «сорок седьмым» от своего предшественника ЗИЛ-41045, подверглась модернизации: была изменена конструкция муфты свободного хода и нескольких прилегающих деталей, что увеличило надежность узла. Обновленному агрегату присвоили индекс «4105-01». ЗИЛ-41047 получил 16-дюймовые колеса и еще более широкую (245 мм) «резину ». Шины особой марки «Гранит» имели конструкцию, позволявшую двигаться при «разгерметизированном» колесе, что достигалось за счет очень жестких боковин покрышки и находящегося внутри специального геля. Такая шина способна выдержать до семи пулевых попаданий.

Один из первых экземпляров автомобиля ЗИЛ-41047

 


На момент начала производства ЗИЛ-41047 был самым длинным (не считая специально удлиненных стретчей) и самым тяжелым серийным легковым автомобилем в мире.
41047 раз отмерь...
Едва ли выпускавшиеся ЗИЛом правительственные лимузины когда-нибудь номинировались на Государственный Знак Качества СССР" нельзя было допустить даже мысли о возможных производственных дефектах или конструктивных недостатках. Безупречное качество одно из обязательных условий «госзаказа», и достигалось оно скрупулезной ручной сборкой, многочисленными испытаниями отдельных узлов и каждого экземпляра автомобиля в целом.
Эти машины производились штучно, по стапельной технологии: не автомобиль двигался по конвейеру от одного специалиста к другому, а ответственные за ту или иную операцию по мере необходимости сами подходили к автомобилю. Цикл изготовления длился около 5,5 месяцев. В год выпускали не более 15-20 автомобилей. Все кузовные панели выколачивали вручную на дубовых шаблонах. Затем их устанавливали на автомобиль, подгоняли по месту, рихтовали и выравнивали с помощью оловянного сплава. Широко использовался ручной труд, индивидуальная подгонка деталей. Поскольку ориентировались на конкретного «заказчика», автомобили отличались комплектацией, размещением отдельных узлов и материалами отделки. Для окраски применялась нитроэмаль с нанесением в 9-15 слоев, с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Последний слой наносился и полировался уже после обкаточных испытаний, в ходе которых каждый автомобиль мог накрутить до двух тысяч километров.

 

Под обстрелом


Советские бронированные лимузины ведут свою родословную с ЗИС-115 созданной специально для Сталина модификации ЗИС-110. Вернуться к теме бронированных автомобилей заставило неудавшееся покушение на Брежнева в январе 1969 года.
Защищенные, «тяжелые» (так их называют разработчики) машины, собственная масса которых превышала пять тонн, было решено создавать по проверенной технологии: в основе конструкции лежала так называемая бронекапсула несущий объем сложной конфигурации. Все остальное строилось вокруг этой бронекапсулы. И хотя «тяжелые» машины внешне были практически неотличимы от обычных лимузинов, в конструктивном плане это была совершенно новая модель, что нашло отражение в собственном индексе — ЗИЛ-4105. С 1982 по 1987 год на одном из курганских заводов было сварено более двух десятков бронекапсул, используемых в дальнейшем на лимузинах всех поколений. Первые два автомобиля в течение 1983-1985 годов служили только для испытательных обстрелов и подрывов.
В 1984 году на шасси лимузина второго поколения ЗИЛ-41045 был построен первый «эксплуатационный броневик» ЗИЛ-41051, в течение следующих двух лет еще девять таких машин. Все они поступили на службу в Гараж особого назначения (ГОН).
В 1987 году, с появлением третьего поколения «115-го» семейства, на шасси ЗИЛ-41047 начали строить бронелимузины ЗИЛ-41052. За шестнадцать лет былосоздано 14 таких машин, причем для шести из них использовались бронекапсулы выработавших ресурс ЗИЛ-41051.
В начале 90-х годов был проведен своеобразный эксперимент, имевший скорее политическую подоплеку, нежели техническую. Три построенных на ЗИЛе базовых лимузина «41047» были отправлены в Германию, где их по традиционной технологии (то есть путем оснащения готового кузова элементами защиты) забронировала немецкая фирма Trasco Bremen. Работы были выполнены в течение 1993-1994 годов.
Один из готовых лимузинов испытывали (расстреливали) на полигоне в Германии, два других, получившие индекс «41047ТБ», поступили в распоряжение Гаража особого назначения. Однако в ходе эксплуатации выяснилось, что подвеска и тормоза не справляются с возросшей массой автомобиля, и эти машины вновь отправили на ЗИЛ для устранения недостатков конструкции. После доводки этим двум экземплярам присвоили индекс «41053».

Испытания ЗИЛ-4105 показали, что броня толщиной 8,5 мм уверенно дерЖит пулю с термоупрочненным сердечником, выпущенную из автомата ARM (калибр 7,62 мм), и стальную пулю из снайперской винтовки Драгунова. Защиту не смогли пробить и гранаты, взорванные под бензобаком и на крыше. Боковые стекла автомобиля выдергивали одиночный выстрел бронебойно-зажигательной пулей Б-32. По степени защиты ЗИЛ-4105 не только соответствовал классам 5-6А по отечественному ГОСТу, но и превосходил все существовавшие в те годы зарубежные аналоги.

«Тяжелые» бронированные версии ЗИЛ-41052 внешне практически невозможно отличить от «легких» ЗИЛ-41047

 

Царские покои
При создании автомобиля представительского класса особое внимание традиционно уделялось оборудованию и отделке салона. По сравнению с предшественниками интерьер салона ЗИЛ-41047 практически не изменился. В семиместном лимузине с тремя рядами сидений средний ряд образовывали страпонтены, убирающиеся в перегородку между передними сиденьями и «VIP-салоном» задней половины пассажирского отсека. Как и прежде, для удобства посадки водителя регулируемая рулевая колонка откидывалась вверх, а два «представительских» места заднего дивана имели электроприводы автономной регулировки угла наклона спинки и положения каждого из сидений. Передние сиденья обивались натуральной кожей, задние импортным велюром или плюшем. В отделке дверей, оконных рамок, приборной панели и других элементов салона использовались вставки из капы орехового дерева (реже красного дерева). Микроклимат обеспечивали две климатические установки, каждая из которых отвечала за свой отсек водительский или пассажирский. Поддерживать заданный температурный режим помогали и трехслойные детермальные стекла: поначалу использовали стекла бельгийского производства, позже отечественные. В салоне устанавливались плафоны индивидуального освещения: один потолочный и два угловых. Кроме того, в нижнюю плоскость дверных подлокотников встраивались специальные лампы, которые зажигались при открывании дверей, освещая пороги и «пядь земли» у входа. На верхней плоскости подлокотников задних дверей располагались блоки кнопок управления электроприводами стеклоподъемников окон и перегородки. Задние двери изнутри могли открыть и пассажиры заднего дивана, и «персонал» с «плацкарта» страпонтенов. Для этого ручки дверных замков располагались в обоих концах подлокотника. В нише правого подлокотника заднего сиденья под крышкой скрывался пульт дистанционного управления аудиосистемой, в нише левого пульт управления кондиционером. Расположенные над подлокотниками углубления в стенках кузова вмещали абонентские аппараты спецсвязи. Управление всеми стеклоподъемниками, а также центральным замком, блокировавшим все двери, осуществлялось и с водительского места. На центральной консоли расположились блоки управления сигнальной установкой,громкоговорителем и кондиционером, а также штатная аудиосистема. Между передними сиденьями находился бокс для аппарата спецсвязи. Установленные в глубоких круглых «колодцах» с козырьками тахометр и спидометр были прикрыты стеклами конусовидной формы, что исключало появление солнечных бликов. Стоит упомянуть и о пневмоприводе центральной блокировки замков, а также об электроприводах регулировки наружных зеркал заднего вида и управления выдвижной антенной.

В отставке
В декабре 1991 года прекратил свое существование СССР, его президент Михаил Сергеевич Горбачев стал «политическим пенсионером», а президент России Борис Николаевич Ельцин в качестве казенного средства передвижения предпочитал автомобили марки Mercedes.
Отношения спеццеха №6 ЗИЛа с авторынком так и не сложились. Несмотря на снятие всех ограничении на реализацию элитной продукции, зиловским маркетологам не удалось нащупать сферу сбыта, которая могла обеспечить заказами хотя бы мелкосерийное производство. Машины такого класса и по такой цене представляли интерес лишь для коллекционеров, которым вполне хватило списанных экземпляров,
совершенно законно выставленных на продажу Гаражом особого назначения.

 

 

 

 

 

 

Форма и содержание

Убранство салона ЗИЛ-41047 отличается особой «монументальностью»:
отделка выполнена из натуральной кожи, а вставки — из дорогих пород
дерева

Пульт управления звуковыми сигналами и рупорным громкоговорителем

На ранних версиях ЗИЛ-41047 в панель приборов встраивалась
радиомагнитола с кассетной приставкой, располагавшейся отдельно,
чуть ниже основного блока

Блок контрольных ламп находился над панелью приборов у нижней
кромки ветрового стекла

 

Каждая фара имела свой стеклоочиститель

Задние фонари с указателями поворотов, заходящими на боковину
кузова, были только на ЗИЛ-41047 и его модификациях

Пульт управления спецсвязи с выходом на городские и международные
линии

На передних крыльях лимузина предусматривались специальные
отверстия для установки флагштоков, которые использовались
на официальных выездах и церемониях

Водительский блок управления всеми электрическими стеклоподъемниками
боковых окон (внизу) и головными фарами (вверху)

Заправочная горловина бензобака скрывалась под задней номерной
табличкой

Несмотря на солидные размеры, машина не выглядела тяжеловесной

Пассажирский салон часто оформляли с учетом пожеланий будущего
«владельца», поэтому отделка могла варьироваться как по цвету, так
и по материалам

Задний диван был рассчитан на двоих пассажиров (для удобства
опускался широкий разделяющий подлокотник), хотя при
необходимости мог свободно вместить и троих

 

Высокие и широкие двери открывались на угол, достаточный
для свободной посадки в салон

Неубиваемая и пуленепробиваемая покрышка «Гранит»

Гидровакуумный усилитель тормозов с двумя независимыми контурами,
каждый из которых работал на все колеса. Это гарантировало
надежность тормозной системы

Под капотом ЗИЛа расположился V-образный восьмицилиндровый
бензиновый двигатель с блоком цилиндров, отлитым из алюминиевого
сплава

 

Паспортные данные

 

 

Схема автомобиля ЗИЛ-41047

 

Техническая характеристика ЗИЛ-41047
Число мест:
7
Максимальная скорость
190 км/час
Разгон с места до 100 км/ч
13 с
Раасход топлива при скорости 80 км/ч
22 л/100км
Электрооборудование
12 V
Аккумуляторная батарея
6СТ-60ЭМ 2 штуки
Генератор
4807. 3701
Реле-регулятор
1807. 3702
бесконтактное
Стартер
3307.3708
Прерыватель-распределитель
Р-116
Свечи зажигания
Э780
Размер шин
245/70R16
Масса автомобиля:
снаряженная
3335кг
полная
3860 кг
на переднюю ось
1793 кг
на заднюю ось
2067 кг
Дорожные просветы:
под передней осью 
170 мм
под задней осью
195 мм
Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса 8,25м
Подвеска передняя:
независимая, рычажная, бесшкворневая, торсионная,
амортизаторы гидравлические, телескопические
Подвеска задняя:

на двух продольных несимметричных полуэллиптических рессорах
с реактивными штангами, амортизаторы гидравлические,
телескопические, двустороннего действия

Рулевой механизм:
поршневого типа со встроенным гидравлическим усилителем.
Рабочая пара винт с гайкой на циркулирующих шариках
и зубчатый сектор. Передаточные отношения:
рулевого механизма 17,5:1, общее 20,8:1                             

Тормоза:

рабочий — дисковый с автоматической регулировкой зазора;
привод гидравлический с двумя независимыми контурами,
каждый из которых действует на все колеса. Система снабжена
одним вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями

стояночный — колодочный, на задние колеса

Коробка передач:
гидравлический трансформатор, работающий совместно
с трехступенчатой планетарной коробкой передач;
коэффициент трансформации — 2,0
Передаточные числа:
I 2,02; II — 1,42; III 1,0; задний ход 1,42
Двигатель
ЗИЛ-4104, V-образный, карбюраторный, четырехтактный,
восьмицилиндровый, верхнеклапанный
Диаметр цилиндра 108мм
Ход поршня 105мм
Литраж двигателя 7695 см3
Степень сжатия 9,3
Порядок работы цилиндров двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8
Карбюратор: К-259, четырехкамерный
Максимальная мощность: 315 л. с. при 4400-4600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 62,0 кгс.м при 2500-2700 об/мин

С1986 по 2003 год, когда производство представительских машин и их модификаций на ЗИЛе
практически прекратилось, было построено около двухсот ЗИЛ-41047 и его специальных версий
Помимо широко известных модификаций существовали, например, автомобили спецсвязи,
внешне не отличимые от обычных лимузинов: ЗИЛ-4107 с оборудованием «Диск» и ЗИЛ-41071
с оборудованием «Депеша».


Презентация

Контакты

 

 

Контакты

НАШІ КОНТАКТИ:

[email protected]

[email protected]

м. Дніпро

ISSN 20760507

Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович

Партнеры