Автор: По материалам DeAgostini
Категории:
Военная авиация
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Практически все советские истребители строились в двух основных модификациях - боевой одноместной и учебно-тренировочной двухместной. До появления Су-27УБ двухместные спарки никогда не являлись полноценными истребителями. Проектирование двухместной модификации Су-27 началось в конце 1970-х годов. Изначально создавался полноценный боевой самолет. Как обычно, работы по спарке существенно отставали от темпов разработки одноместного истребителя, имевшего наивысший приоритет. Все советские реактивные спарки поступали в строевые полки с запаздыванием на несколько лет. Конструкторы Су-27УБ сохранили все целевое оборудование «боевой» одноместной машины, включая РЛС, даже емкость топливных баков осталась как на Су-27, хотя всегда установка кабины для второго члена экипажа компенсировалась сокращением емкости фюзеляжных баков и увеличением длины. Су-27УБ «рос» не в длину, а в высоту - задняя кабина установлена с большим превышением относительно передней, поэтому уменьшать размеры переднего топливного бака и увеличивать длину фюзеляжа не пришлось. А вот площадь килей для сохранения на прежнем уровне путевой устойчивости увеличили.

Су-27 (б/н 14) и СУ-30 (б/н 66) Липецкого авиацентра. Внешне первые СУ-30 отличались от СУ-27УБ только наличием по левому борту убираемого топливоприемника системы дозаправки в воздухе.
Эскизное проектирование спарки завершили в 1980 году. Первый Су-27УБ, предназначенный для статических испытаний, собрали в 1984 году. Второй самолет, Т10У-1, собирался как первый летный прототип. Первый полет на Т10У-1 летчик-испытатель Н.Ф. Садовников выполнил 7 марта 1985 года. В испытаниях приняли участие три Су-27УБ, все постройки КНААПО. Серийное производство Су-27УБ развернули на заводе в Иркутске.
В войсках ПВО зенитно-ракетные комплексы традиционно дополнялись перехватчиками с большой продолжительностью полета. Фактически, лишь перехватчики были способны прикрыть СССР от воздушного агрессора со стороны Арктики - наиболее вероятного направления удара стратегической авиации США. В середине 1980-х годов от ПВО поступил заказ на разработку истребителя- перехватчика на базе спарки. Изменения в конструкцию внесли минимальные - установили систему дозаправки в воздухе и несколько изменили состав БРЭО. Изначально двухместный перехватчик обозначался Су-27ПУ (одноместный - Су-27П), но позже получил обозначение Су-30. В 1991 году серийное производство Су-30 развернули на заводе в Иркутске, однако вся серия ограничилась десятком перехватчиков.

Су-27УБ (б/н 389) в 1989 году демонстрировался на авиасалоне в Париже. В 1993 году эта же машина, но уже с б/н 321, была представлена в Ле-Бурже как Су-30МК. Фотография сделана на Ходынском поле во время проведения выставки "Мосаэрошоу-92"
В 1990-е годы отечественный авиапром выживал исключительно за счет экспортных заказов. Наибольшим спросом на мировом рынке военной техники пользуются многофункциональные машины, способные работать как по воздуху, так и по земле. В 1993 году в Париже под обозначением Су-ЗОМК представили Су-27УБ с широким ассортиментом авиационных средств поражения класса «воздух - поверхность». Обозначение Су-30 ассоциируется, прежде всего, с экспортными модификациями двухместных модификаций Су-27. Фактически существуют две линии развития Су-30: оптимизированный для ведения воздушного боя Су-ЗОМКИ с ПГО и двигателями с отклоняемым вектором тяги и Су-ЗОМКК, скорее бомбардировщик-истребитель, нежели истребитель-бомбардировщик. Су-ЗОМКИ разрабатывался согласно требованиям ВВС Индии, а Су-ЗОМКК спроектирован по заказу вооруженных сил Китая.
КОНСТРУКЦИЯ
Самолет Су-30 спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым хвостовым оперением. По конструкции и компоновке самолет в целом аналогичен одноместному истребителю Су-27 и двухместному учебно-боевому самолету Су-27УБ. Особенностью самолета является интегральная компоновка с плавным переходом фюзеляжа (корпуса) в крыло — подъемная сила создается не только крылом, но и корпусом.
Фюзеляж: состоит из трех частей: головной, средней и хвостовой.
В головной части размещены РЛС, отсеки БРЭО, ниша носовой опоры шасси, кабина экипажа. В кабине установлены катапультные кресла К-ЗбДМ, заднее кресло значительно приподнято над передним. Кабина закрыта общим каплеобразным фонарем, подвижной сегмент которого с помощью гидроцилиндра поднимается вверх-назад. В средней части фюзеляжа находятся топливные баки-отсеки и центроплан - основной силовой элемент конструкции планера. Хвостовая часть включает две разнесенные от продольной оси планера гондолы двигателей и центральную балку с топливным баком, отсеком оборудования и отсеком тормозных парашютов; к внешним поверхностям гондол двигателей прилегают боковые балки.
Крыло: трехлонжеронной, кессонной конструкции; угол стреловидности по передней кромке составляет 42°, угол отрицательного поперечного V 2,5°. Механизация крыла состоит из флаперонов, выполняющих функции закрылков и элеронов, и адаптивных отклоняемых двухсекционных носков крыла.
Хвостовое оперение: включает дифференциально отклоняемый стабилизатор и два киля с рулями направления. Кили смонтированы на боковых балках хвостовой части фюзеляжа, к боковым балкам также крепятся консоли стабилизатора.
Силовая установка: состоит из двух ТРДДФ АЛ-31Ф тягой на максимале по 7770 кгс, тяга на форсаже - 12 500 кгс. Емкость пяти (три в фюзеляже и два в крыле) внутренних топливных баков - 12 ООО л. Перехватчик Су-30 оснащен системой дозаправки в воздухе, убираемый топливоприемник смонтирован по левому борту перед козырьком фонаря кабины.
Шасси: трехопорное, убираемое, с носовой опорой. Носовая опора двухколесная, основные - одноколесные. Шасси Су-30, в сравнении с Су-27 и Су-27УБ, имеют усиленную конструкцию в расчете на большие взлетную и посадочную массы.
Система управления: на самолете установлена электродисганци- онная система управления с четырехкратным резервированием в канале тангажа и трехкратным резервированием в каналах крена и курса; система управления обеспечивает нормальное пилотирование при статической неустойчивости в продольном канале до 5% и адаптивное отклонение носков крыла в зависимости от режима полета.
Приборное оборудование: выполнено на основе аналоговых приборов с учетом требований эргономики. Приборное оборудование Су-27 последних модификаций выполнено по принципу «стеклянной кабины» с использованием цветных дисплеев. В задней кабине (кабина летчика-оператора) установлен телевизионный индикатор тактической обстановки, которого нет на Су-27УБ. Органы управления традиционные: РУС и РУДы.
Целевое оборудование: В состав системы управления вооружением входит импульсно-доплеровский прицельный комплекс РЛПК-27 на основе РЛС Н-007 с дальностью обнаружения в передней полусфере цели (типа истребитель) - 80- 100 км; РЛС способна сопровождать одновременно до 10 целей, в том числе на фоне земной поверхности, и обеспечивать поражение одной из них. РЛПК-27 дополнен оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27, включающей теплопеленгатор и лазерный дальномер; датчики ОЭПС-27 размещены под прозрачным сферическим обтекателем, установленным перед козырьком фонаря кабины со смещением вправо относительно продольной оси самолета. На Су-30 установлена аппаратура обмена информацией с наземными КП и самолетами, позволяющая не только выполнять перехват по наведению извне, но также использовать перехватчик как воздушный командный пункт.
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10 обеспечивает пилотирование самолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, основными элементами комплекса являются инерционная курсовер- тикаль и радиосистема ближней навигации.
Су-30 оснащен всеми необходимыми общесамолетными системами и аппаратурой радиоэлектронной борьбы.
Вооружение: по вооружениюперехватчик Су-30 в исходной конфигурации для ВВС РФ не отличается от истребителя Су-27 - 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов в правом наплыве крыла и УР «воздух - воздух» Р-27 и Р-73 на десяти узлах подвески, возможно использование обычных бомб и блоков НАР. Общая масса боевой нагрузки 4000 кг.
Экспортные варианты Су-30 конструктивно отличаются от перехватчика, имеют иной состав целевого оборудования, а ассортимент вооружения расширен, прежде всего, за счет управляемого оружия класса "воздух-поверхность".

Су-27УБ Липецкого авиацентра. Задняя кабина спарки расположена со значительным превышением над передней.

Передняя кабина многоцелевого Су-30КН практически идентична кабине истребителя Су-27.

В правом наплыве крыла установлена 30-мм пушка. Обшивка в районе ствола орудия выполнена из жаропрочной стали. На снимке: Су-30М2 ВВС России. 2012 год.

Су-30М2 способен нести разнообразное вооружение класса "воздух-поверхность", включая УР, КАБ и обычные бомбы разного калибра.

Носовая часть фюзеляжа Су-30М2. Самолет сохранил внешние отличия первых Су-30: смещенный вправо от продольной оси оптический блок и убираемый топливоприемник системы дозаправки в воздухе по левому борту.

Су-27УБ 611-го ИАП на стоянке, авиабаза Дорохово, 2007 год.

Пролет Су-47 "Беркут", Су-30МКИ и Су-30МКК, МАКС-2003. Су-30МКИ в отличие от Су-30МКК оснащен ПГО.

Су-27УБ Липецкого авиацентра. Фонарь кабины летчиков после полета до конца ещё не открыт.

Носовая опора шасси Су-30М2.
Характеристики СУ-30
Экипаж 2 человека
Силовая установка |
2 х ТРДДФ АЛ-31Ф
|
|
Размеры, м:
|
|
|
размах крыла
|
14,70
|
|
длина с ПВД
|
21,94
|
|
высота
|
6,36
|
|
Площадь крыла, м2
|
62
|
|
Масса, кг:
|
|
|
пустого
|
17 700
|
|
нормальная взлетная
|
24 ООО
|
|
максимальная взлетная
|
33 ООО
|
|
Скорость максимальная на большой высоте, км/ч:
|
|
|
на большой высоте
|
2125
|
|
у земли
|
1400
|
|
Потолок практический,м
|
17 500
|
|
Дальность полета без дозаправки, км
|
3000
|
|
Максимальная эксплуатационная перегрузка
|
9д
|


МОДИФИКАЦИИ
СУ-27УБ
Прототипы Су-27УБ
Первый Т10У, предназначенный для статических испытаний, собран в Москве на ММЗ «Кулон». Летные прототипы Т10У-1, Т1ОУ-2 иТЮУ-З собирались в Комсомольске-на-Амуре. Первый полет на Т10У-1 выполнил 7 марта 1985 года летчик-испытатель Н.Ф. Садовников.
От одноместного Су-27 спарка отличается двухместной кабиной экипажа, более развитым гаргротом с тормозным щитком увеличенной площади, высота килей увеличена на 420 мм за счет вставки ниже рулей направления. В передней кабине установлена рама со шторкой для тренировок в полетах по приборам.
Серийные Су-27УБ
Серийное производство Су-27УБ было налажено в Иркутске на авиационном заводе им. 60-летия СССР (ныне ИАПО). Первый полет самолет иркутской сборки (Т10У-4) выполнил 10 сентября 1986 года (экипаж: летчики-испытатели ГЕ. Буланов и H.H. Иванов). В ходе серийного производства самолет совершенствовался, в частности, была изменена форма центральной балки-«ласты», в которой разместили большее количество устройств для отстрела ложных целей.
Су-27УБК
Экспортный вариант Су-27УБ, отличается составом БРЭО. Пять новых Су-27УБК поставлены Вьетнаму и 12 машин - Китаю. Под обозначением Су-27УБК на экспорт также поставлялись Су-27УБ, ранее состоявшие на вооружении стран СНГ
Су-27УБМ
В 2001 году в Жуковском состоялся показ новых самолетов ОКБ им. П.О. Сухого. В числе прочих был представлен Су-27УБМ - модернизированный вариант Су-27УБ. Предполагалось модернизировать в «УБМ», главным образом с целью продления ресурса и обеспечения возможности применения высокоточного оружия класса «воздух - поверхность», большую часть Су-27УБ ВВС РФ - модернизация, вероятно, ограничилась тремя самолетами.
СУ-ЗО
Прототипы Су-ЗО (Су-27ПУ)
Разработка перехватчика Су-27ПУ (на основе Су-27УБ) с продолжительностью полета порядка 10 ч началась в ОКБ в середине 1980-х годов. Для отработки системы дозаправки топливом в полете
в 1987 году был доработан второй летный прототип спарки — Т10У-2. В 1988 году систему дозаправки смонтировали на второй серийной спарке - Т10У5, которая и стала первым прототипом перехватчика Т10ПУ-5. В 1989 году начались испытания Т1 ОПУ-б (доработанный Т10-6). Модернизация Су-27УБ в Су-27ПУ выполнялась в Иркутске. Внешне Су-27ПУ отличается отСу-27УБ наличием убираемого топливоприемника и смещенным к правому борту обтекателя датчиков системы ОЭПС-27, изменен состав БРЭО, в кабине летчика-оператора установлен ТВ-индикатор тактической обстановки. В 1987-1988 годах экипаж в составе Н.Ф. Садовникова и И.В. Вотинцева выполнил на Т10У-2 по одному беспосадочному перелету Москва - Комсомольск- на-Амуре - Москва, продолжительность второго перелета составила 15 ч 42 мин.
Серийный Су-ЗО
Серийное производство перехватчиков Су-ЗО развернули в Иркутске. Серийные самолеты отличались от прототипов усиленными центропланом и шасси. Первый серийный Су-30 поднял в воздух экипаж в составе летчиков-испытателей ГВ. Буланова и В.Б. Максименкова 14 апреля 1992 года. Построено порядка десяти Су-ЗО. Два доработанных самолета (первые серийные машины) использовались пилотажной группой ЛИИ им. М.М. Громова «Летчики-испытатели», самолеты окрасили в цвета флага России.

Су-30КН в серо-белой "омоновской" окраске.

Проход парой Су-30МКИ и МиГ-290ВТ на авиасалоне МАКС-2009

Многоцелевой истребитель Су-30МК, авиасалон МАКС-2011

Посадку парой выполняют Су-47 "Беркут" и Су-30МКИ, авиасалон МАКС-2003.
Многоцелевые модификации Су-ЗО
Руководство страны с 1985 года придерживалось исключительно оборонительной направленности в области разработки вооружения. Как позитивный фактор всячески подчеркивалась способность новейших истребителей МиГ-29 и Су-27 нести управляемое оружие только класса «воздух - воздух». Но развитие Су-27/МиГ-29 продолжилось благодаря «свободному рынку». Заказ на новые самолеты от отечественных ВВС уменьшился до нуля, а заказчики из третьих стран хотели получить многоцелевой авиационный комплекс.
Су-ЗОМК
На авиасалоне в Ле-Бурже в 1993 году впервые показали многоцелевой истребитель Су-ЗОМК (б/н 321), который на самом деле являлся перекрашен чым Су-27, уже побывавшим в Париже з 1989 году. «Су-ЗОМК» демонстрировался вместе с внушительным ассортиментом вооружения класса «воздух - поверхность» и контейнерами с аппаратурой целеуказания. Цель демонстрации - зондирование потенциального рынка сбыта. В демонстратор Су-ЗОМК (б/н 603) был доработан первый серийный Су-30 пилотажной группы «Летчики-испытатели», в 1994 году машина демонстрировалась на авиасалонах в Чили и Берлине.
Су-ЗОКН (Су-ЗОК)
В 1998 году начались летные испытания демонстратора многофункционального истребителя Су-ЗОКН (исходное обозначение Су-ЗОК, б/н 302). В ассортимент вооружения включены УР «воздух - воздух» РВВ-АЕ, высокоточные боеприпасы «воздух - поверхность», приборное оборудование обеих кабин выполнено с использованием ТВ-индикаторов.
СУ-ЗО ДЛЯ ВВС ИНДИИ
Переговоры о поставке Индии двухместных Су-27 начались в 1993 году. Совместная работа с индийским заказчиком привела к появлению истребителя Су-ЗОМКИ
Су-30МКИ
Индия подписала контракт на закупку 40 Су-ЗОМКИ 30 ноября 1996 года, еще десять самолетов было заказано 18 декабря 1998-го. Разработка Су-ЗОМКИ стала первым в истории авиации России опытом масштабной интеграции БРЭО западного производства.
Су-ЗОМКИ (Су-ЗОИ)
В первый Су-ЗОМКИ (Су-30И-1, Т10ПМК-1, б/н сначала 56, затем 01) на опытном производстве ОКБ переделан Су-ЗО (б/н 56), первый полет выполнил 1 июля 1997 года летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов. Самолет оснащен ПГО и ТРДДФ АЛ-31ФП с ОВТ. В 1998 году в Т1ОПМК-6 (второй летный Су-ЗОМКИ, б/н 06) доработали Т10ПУ-6. Т10ПМК-1 разбился 12 июня 1999 года в Ле-Бурже, экипаж благополучно катапультировался. Третий летный Су-ЗОМКИ (б/н 05) получил штатный комплект БРЭО.
Су-ЗОК
18 Су-ЗОК (б/н БВ001 -БВ018), поставленные в 1997-1999 годах, оснащены РЛС Н011М «Барс» Мк 1, которая обеспечивает применение управляемого оружия только класса «воздух - воздух». Все Су-ЗОК пе- репоставлены в Белоруссию, их планируется модернизировать до уровня Су-ЗОКН, взамен из России поставлено 18 Су-ЗОМКИ.

Доработанные Су-30 пилотажной группы "летчики-испытатели".

Перехватчик Су-30 Липецкого авиацентра в полете.

В ходе реформирования ВС РФ 611-й ИАП был расформирован, а его самолеты частично переданы в 790-й ИАП, ранее вооруженный исключительно перехватчиками МиГ-31. На снимке - Су-27УБ 790-го ИАП, авиабаза Хотилово, 2010 год.
Су-ЗОМКИ Мк 1
В 2002 году ВВС Индии получили десять Су-ЗОМКИ Мк 1 (б/н БВ019 - БВ028) с ПГО, двигателями АЛ-31ФП с изменяемым вектором тяги, РЛС Н011 «Барс» с фазированной антенной решеткой и измененным составом БРЭО; оснащены РЛС «Барс» Мк 2, обеспечивающей применение УР «воздух - воздух» РВВ-АЕ и ПКР Х-31А. Количество узлов подвески вооружения увеличено до 12, масса боевой нагрузки 8000 кг; оснащен системой дозаправки топливом в полете.
Су-ЗОМКИ Мк 2
В 2003 году Индия получила 1 2 Су-ЗОМКИ Мк 2 (б/н БВ029 - БВ040). СУО истребителя обеспечивает применение УР «воздух - поверхность» с телевизионным наведением Х-59МЭ. На самолетах, поставленных в конце 2004-го, установлены РЛС «Барс» Мк 3 с процессорами индийской разработки и индийского производства. Предусмотрена установка подвесного контейнера израильского производства с аппаратурой наведения КАБ-500Л и КАБ- 1500Л с лазерным наведением.
Су-ЗОМКИ Мк 3
Десять Су-ЗОМКИ Мк 3 (б/н SB041 - SB050) четвертой партии поставлены в 2004 году. Все самолеты Су-ЗОМКИ построены в Иркутске.
Сборка истребителей Су-ЗОМКИ по лицензии ведется на заводе фирмы HAL в Насике с 2004 года. ВВС Индии намерены приобрести в общей сложности около 300 Су-ЗОМКИ.
Су-ЗОМКМ
Вариант для ВВС Малайзии, аналогичный Су-ЗОМКИ, поставлено 18 истребителей.
Су-ЗОМКА
ВВС Алжира закупили 44 Су-ЗОМКА. По составу БРЭО самолеты аналогичны «МКИ», но большая часть БРЭО израильского производства заменена российскими и индийскими аналогами, ПГО не установлено.
СУ-ЗО ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ КИТАЯ
Китай в 1999 году заказал 38 Су-ЗОМКК с усиленным шасси, позволяющим выполнять взлет с полной заправкой и вооружением суммарной массой в 8 т. Как и в случае с Индией, самолеты для КНР поставлялись несколькими партиями и отличались друг от друга. ВсеСу-ЗОМКК строились в Комсомольске-на-Амуре.
Предсерийные МКК
Первый прототип Су-30 (Т10ПУ-5) доработали в прототип Су-ЗОМКК в 1999 году. Первый полет Су-ЗОМКК выполнил в Жуковском 9 марта 1999 года. Всего построено четыре предсерийных самолета (б/н 501, 502, 503, 504). На Су-ЗОМКК установлена РЛС Н001ВЭ, обеспечивающая применение УР РВВ-АЕ, обновлен состав
БРЭО; ассортимент вооружения расширен за счет высокоточного оружия класса «воздух - поверхность»; приборное оборудование выполнено на основе ЖК- дисплеев. Китайские самолеты не оснащены ПГО и двигателями с ОВТ.
СУ-30МК2 (СУ-30VRR-2)
Первые десять серийных Су-ЗОМКК переданы Китаю в декабре 2000 года. К августу 2004-го поставлены все 24 заказанных самолета. По двум контрактам (1999 год и 2001 год) для Китая построено 76 Су-ЗОМКК.
Су-ЗСМКЭ (Су-ЗОМКК-2)
СУВ самолета Су-30МК2 доработана для использования ПКРХ-31А. Контракт на поставку 24 Су-30МК2 подписан в январе 2003 года. Первые самолеты переданы заказчику в январе 2003 года, заказ выполнен в 2004-м. Четыре самолета Су-30МК2В, аналогичные Су-30МК2, в 2004 году поставлены Вьетнаму, впоследствии объем закупок был доведен до 48 Су-30МК2В, на август 2012 года ВВС Вьетнама располагали 24 Су-30МК2В. 12 самолетов Су-30МК2 поставлено Индонезии. В 2006-2008 годах ВВС Венесуэлы получили 24 Су-30МК2У, аналогичные в целом Су-30МК2. ВВС Уганды закупили шесть Су-30МК2.
САМОЛЕТЫ СУ-ЗО ДЛЯ ВВС РШ
Су-ЗОМЭ
Вариант Су-30М2 для ВВС РФ.
В 2012 году поставлено четыре самолета (авиабаза Крымск), самолеты построены КнААПО.
Су-ЗОСМ
Весной 2012 года был подписан контракт на поставку ВВС РФ до 2015-го 30 Су-30СМ. Выполнение контракта возложено на корпорацию «Иркут». Су-ЗОСМ является вариантом Су-ЗОМКИ с БРЭО российского производства.

Су-30МКИ и Су-30МКК, полет парой на авиасалоне МАКС-2003.

Су-30МКИ ВВС Индии.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Двухместные модификации обычно остаются в тени своих прародителей - одноместных, «боевых», истребителей. Между тем, в любом авиационном полку самыми летающими (и самыми дефицитными) всегда являются спарки. На спарках готовят молодых летчиков, а опытные пилоты восстанавливают свои навыки в выполнении того или иного упражнения курса боевой подготовки после длительных перерывов.
В каждом полку, вооруженном Су-27, имелось от четырех до восьми спарок, которые, по возможности, старались содержать в пригодном к полетам состоянии.
В плане ремонта и обеспечения запчастями спарки имели приоритет перед «боевыми» Су-27. Самолеты семейства Су-27 в целом отличаются высокой надежностью. Катастроф и аварий с самолетами данного типа произошло не столь много. Однако катастрофа Су-27УБ, произошедшая 27 июля 2002 года в Скнилове (Львов), стала настоящей трагедией. Из-за ошибки экипажа при выполнении фигуры пилотажа самолет рухнул на толпу зрителей. Летчики катапультировались, а на земле погибло 77 человек, ранения получил 241 человек. В августе 2009 году на авиашоу в Польше разбился Су-27УБ ВВС Белоруссии, жертв на земле не было - летчики, полковники А. Марфицкий и А. Журавлевич, увели спарку в сторону, но сами катапультироваться не успели...
Все катастрофы Су-27УБ связаны с показательными полетами. 16 августа 2009 года после генеральной репетиции перед авиасалоном МАКС погиб командир «Русских Витязей» гв. полковник И.В. Ткаченко. В воздухе столкнулись Су-27 и Су-27УБ (б/н 18). Находившийся в задней кабине спарки старший штурман ЦПАТ им. И.Н. Кожедуба гв. полковник И. Куриленко успел катапультироваться. И.В. Ткаченко, скорее всего, погиб при столкновении, посмертно ему было присвоено звание Герой России.
Были случаи, когда летчики сажали Су-27УБ на ВПП с убранным шасси.
20 марта 2008 года на Су-27УБ (б/н 20) из 611 -го ИАП в полете на высоте более 11 000 м произошел отказ электропитания. Двигатели работали, поэтому экипаж принял решение выполнить посадку, несмотря на невозможность выпустить шасси. Посадка на пилоны была выполнена благополучно на аэродроме базирования Дорохове (Бежецк). За выполнение посадки на аварийном самолете подполковники Р. Костенюк и А. Сидоров награждены орденами Мужества. Оба летчика и отремонтированный Су-27УБ продолжают службу в ВВС РФ.
Карьера первых Су-30 в ВВС России не сложилась - слишком мало было таких самолетов. Тем не менее, летчики Центра авиации ПВО в Саваслейске выполнили на них несколько дальних полетов с дозаправками в воздухе, в том числе и на сопровождение Ту-95МС в район Северного полюса. Проводились также совместные экспериментальные учения Су-30 и МиГ-31.
В 1997 году Су-30 из Саваслейки стали участниками авиашоу в Батайнице недалеко от Белграда. Вопрос о поставках Су-30 Югославии был поднят в 2000 году. Но поставки Су-30 Югославии сорвались по политическим причинам - в Белграде сменилась власть.
Су-ЗОМКИ ВВС Индии неоднократно принимали участие в совместных учениях с ВВС США и Франции. В ближних воздушных боях «МКИ» неизменно демонстрировали преимущество над условным противником. Однако следует отметить, что бои велись без использования РЛС в полном объеме, поэтому однозначного вывода о всестороннем превосходстве «МКИ» над F-15С или Rafael делать не стоит.
В Китае Су-ЗОМКК (1-13) поступили на вооружение ВВС, а способные не- сти ПКРХ-31А «МК2» - на вооружение морской авиации. Летом 2011 года из-за спорных островов в очередной раз обострились китайско-вьетнамские отношения. Вьетнам в качестве одного из аргументов в споре за острова использовал демонстрацию военной силы: в июне были проведены учения ВМС Вьетнама с боевой стрельбой, в учениях также приняли участие Су-30МК2В, выполнившие бомбометание и практические пуски ракет.

Су-27УБ(б/н 20) после аварийной посадки на аэродроме Дорохово, 20 марта 2008 года.

Отремонтированная и перекрашенная "двадцатка" выруливает на старт, авиабаза Хотилово, 2011 год.
ОКРАСКА
Cпарки строевых авиаполков окрашивались точно так же, как «боевые» Су-27 - в трехцветный камуфляж серо-голубых тонов. Обтекатели РЛС и «пилотки» килей спарки практически сразу стали красить в белый цвет, в то время как на Су-27 ранней постройки они были зелеными. Однако примерно в 2009-201 1 годах обтекатели РЛС и законцовки килей прошедших капитальный ремонт Су-27УБ стали красить в зеленый цвет - так окрашен отремонтированный после аварии в Дорохово Су-27УБ (б/н 20).
Серийные перехватчики Су-30 окрашивались аналогично Су-27. На килях самолетов Центра боевого применения ИА ПВО были нанесены на фоне российского триколора геральдические щиты красного цвета с изображением Георгия-Победоносца, копьем поражающего змия. Некоторые Су-27УБ и Су-30 Липецкого авиацентра перекрашены в цвета пилотажной группы «Соколы России» - носовая часть фюзеляжа белая, по границе между белой краской и камуфляжем проходят синяя и красная полосы. На нижней поверхности носовой части фюзеляжа нарисован ложный фонарь кабины.
Опытные и предсерийные Су-ЗОМКИ/ МКК окрашивались по различным камуфляжным схемам. Су-ЗОКН за сходство окраски с цветами камуфляжа спецмили- ции одно время называли «омоновским». Новейшие российские Су-30 окрашены в камуфляж оттенков синего и голубого цветов.
Камуфляж индийских Су-ЗОМКИ близок к окраске российских Су-27УБ. Китайские Су-ЗОМКК окрашены в серый цвет, характерной особенностью окраски являются «языки» основного цвета окраски, заходящие на более темный обтекатель РЛС.

Су-27УБ ВВС Украины в яркой камуфляжной окраске.

Су-27УБ ВВС Белоруссии, камуфляж самолета близок к окраске самолетов ВВС СССР.

Су-27УБ Липецкого авиацентра в окраске пилотажной группы "Соколы России"