Полемика о творчестве

08/09/2009 4:14pm

Автор: Канов Г. Л.

Категории: инженерная педагогика

В работе рассмотрена классификация видов творчества. Представлены три основных вида творчества: гуманитарное, техническое и научное

Канов Геннадий Лаврентиевич

Канов Геннадий Лаврентиевич

В многочисленной литературе, в которой вопросы творчества рассматриваются на протяжении столетий, психологи и методологии творчества уделяется основное внимание. Мир изменился и настало время обсуждать вопросы коммерциализации творчества, вернее результатов творческой деятельности, которые в экономико-правовой сфере обозначены как интеллектуальная собственность – супер товар 21 века.

Зачем люди занимаются творческой деятельностью? В чём первопричина?

Ответ на удивление прост – не творить человек просто не может, т.к. творение «разумного, доброго, вечного» является одним из его главных предназначений на Земле и если человек «посадил сад, построил дом и вырастил детей – то прожил жизнь не зря».

О высоких материях творчества написано много, особенно гуманитарного творчества, как наиболее массового и привычного, но настала эпоха высоких технологий, следовательно, появилась потребность углубиться в тонкости и специфику технического творчества обслуживающего их.

Классификаций видов творчества множество и все они построены на разных критериях оценки, но далее речь пойдёт о его трёх основных видах: гуманитарного (художественного), технического и исследовательского (научного), как наиболее массовых.

Так как данная статья не является научным произведением и предназначена лишь для организации полемики на страницах журнала, то в ней изложена субъективная точка зрения автора с подачей материала в гипотетической форме, а согласны или не согласны читатели с его мнением, хотелось бы узнать из писем в редакцию.

Итак, пофилософствуем о феномене человека и его творчестве, опустив строгие постулаты теософии и классической философии.

Гипотетически одно из предназначений человека на Земле – превращать духовное в материальное или быть посредником между вселенской и земной реальностями. Поэтому человек и двойственен по своей сущности. Точно не знает никто, но если предположить, что существует какая-либо зависимость между количеством воды в теле человека и его свойствами, то на 70% человек – это духовная сущность и на 30% - это материальная субстанция в виде весьма красивой и совершенной биосистемы – тела, каждая клетка которого управляется мозгом. Но управляем ли сам мозг и если да, то откуда? Кто ответит внятно?

В данной статье, предназначенной для занятого читателя, нет смысла анатомировать духовную сущность человека фантастически сложную для понимания, поэтому в дальнейшем будем называть её душой, наличие которой никто не отрицает. Исходя из этого, последует и ряд субъективных гипотез, которые, будучи несколько аллегорическими, помогут понять ход рассуждений, своеобразно под непривычным ракурсом объясняющим технологии творчества, исходя из личного опыта и понимания автора.

Духовная часть человека снабжается энергией и информацией непосредственно из космоса, часть её затем трансформируется и передаётся через душу телу, остальная, необходимая для жизнедеятельности тела энергия, получается из земных ресурсов посредством материального энергомассообмена (геобиоценоза).

Между душой и мозгом человека существует система материализации космического в человеческое, которая состоит из трёх уровней: надсознания, сознания и подсознания. Функционирование именно такой системы и называют интеллектуальной или умственной деятельностью. Так ли это?

Человек в нормальном здравом состоянии всегда в сознании, что позволяет принимать от органов чувств информацию об окружающей среде и идентифицировать себя в ней, но параллельно в сознание из подсознания идёт поток духовной информации в форме мыслей, образов, а также смысла и содержания речи и действий себе подобных. Сознание оперирует этой информацией, анализирует, сопоставляет, генерирует свои мысли и образы, на основании которых принимает решения, а тело выполняет действия в окружающей среде. Кроме того, из подсознания приходит информация в виде желаний, нужд, потребностей, мечтания и фантазии. Это и есть стандартный, необходимый и достаточный образ жизни человека в любом возрасте.

Но в природе человеческой, кроме мужского и женского начал, есть третье – творческое начало, которое работает в контакте с надсознанием. Третье начало человека предназначено для ублажения души и для тела практически не нужно. Следовательно, творчество это удовлетворение желаний, нужд и потребностей души.

Творчество – это самовыражение души во вдохновенном состоянии. Эмоциональная окраска творчества весьма важна, т.к. именно она целиком и полностью определяет качество конечного результата творений (произведений).

Душа может находиться и в угнетённом состоянии, когда необходимо заниматься заботами о материальной части, т.е. теле. Режим жизни, в котором забота о теле превалирует, не соответствует высокому человеческому предназначению, однако в наше время для большинства людей – это обычный режим, т.к. необходимо заниматься рутиной – добычей средств  к существованию тела, да и семьи.

Для большинства землян сейчас борьба за выживание является главным смыслом жизни – это животный образ жизни, навязываемый власть имущими посредством насаждения нищеты.

Таким образом, роскошь творчества доступна только тогда, когда у человека есть минимум необходимого для материального благополучия: жильё, семья, работа с достойной зарплатой или доходный бизнес.

Плодотворное творчество возможно только при наличии свободного времени и отсутствии серьёзных житейских (бытовых) проблем, заставляющих работать физически.

Творческая (созидательная) деятельность возможна лишь в возбуждённом состоянии души, но не в нейтральном, т.е. равнодушном или апатическом. Чем в более потрясённом состоянии души находится человек, тем выше и результаты творческой деятельности. Состояние переживания терзающих душу событий – это и есть самая благодатная почва для творчества. Душа переживает даже во сне, заставляя просыпаться от творческих взрывов. Полностью умиротворённое состояние души – это её творческий сон.

Это фундаментальные предпосылки (условия) для творчества. А каков же механизм творчества? Каков процесс или технология творчества?
Для каждого из трёх видов творчества, о чём сказано ранее, существуют свои технологии, которые предопределяются назначением конечных результатов творческой деятельности, т.е. продуктом и для каких потребителей он предназначен.

1. Гуманитарное или художественное творчество.

Весь процесс творчества у гуманитариев начинается с того, что появляется желание (внутренний зов, душевный порыв) что-либо сотворить или создать. Они расслабляются и ждут возникновения в сознании образа желаемого и он, рано или поздно, приходит в смутных очертаниях как идея или замысел. Это уже порождает положительные эмоции, желание усиливается, приходит состояние вдохновения, которое снимает пелену с образа, возникают детали и варианты. В это время художник берётся за кисти, скульптор за резец, писатель за перо, композитор за нотную тетрадь или садится за рояль.

Далее наступает этап материализации образа. Скульптор из глыбы мрамора отбрасывает всё лишнее, оставляя лишь образ идентичный рождённому в сознании. Художник мазок за мазком воспроизводит на холсте, стоящий в сознании как голограмма образ, пока не оживёт портрет с последним мазком и автографом в уголке. Поэт, соединив воедино разум, сердце и душу, строка за строкой воплощает замысел в произведение, что аллегорически похоже на вязание узора, где, как петелька за петелькой, узелок за узелком, буковка за буковку, слово за слово – возникает форма со своим ритмом, размером, рифмой, содержанием и смыслом, гармонией и мелодичностью, которая затем вдохновляет композитора написать к тексту мелодию. Остаётся только, перечитав написанное, сделать отдельные улучшения текста для усиления яркости и красочности смысловых образов и формирования духовного подтекста между строк, который прочитывается непременно параллельно на эмоциональном уровне. Именно это и трогает душу читателя, иногда до слёз, если написано талантливо и вдохновенно.

Но художественное творчество существенно отличается от творчества технического. У «технарей» резко ограничено свобода в выборе форм и средств при создании произведений науки и техники. У них нет режима импровизации и свободы полёта мысли, т.к. необходимо создать только то, что нужно заказчику в строгом соответствии с полученным от него техническим или технологическим заданием с конкретными техническими характеристиками, функциями и потребительскими свойствами будущих изделий, продукции, технологий.

Если у произведений гуманитариев потенциальных потребителей весьма много – практически все культурные люди, то у «технарей» это, как правило, один заказчик, который платит деньги авансом, рискуя, в надежде получить от новой разработки в будущем конкурентные преимущества на рынке товаров или услуг.

Разработчики-изобретатели не могут себе позволить создавать что-либо впрок на будущее, т.к. технические произведения морально устаревают весьма быстро при стремительном развитии научно-технического прогресса. За 10 лет могут отмереть целые отрасли промышленности и возникнуть новые. В отличие от гуманитариев, работающих иногда «в стол», как правило, за свой счёт, у изобретателей нет права работать «на полку» и своих счетов у них нет, а есть лишь ответственность перед заказчиком-инвестором. Нет также права работать методом проб и ошибок, т.к. за них неизбежно приходится расплачиваться, иногда человеческими жизнями в случае аварий от технического несовершенства разработок.

2. Техническое творчество

Техническое творчество наиболее сложно и ответственно, т.к. связано с большими инвестиционными затратами, рисками и потерями. Это принципиально меняет психологию творчества, где целью является коммерческая и производственная необходимость или целесообразность, а не желание души. Техническое творчество предназначено для зарабатывания больших денег в условиях, когда резко ограничены временные рамки, материальные  и человеческие ресурсы. Поэтому творцов-гуманитариев миллионы, а истинных изобретателей лишь тысячи.

Как создаются изобретения?

Технология технического творчества начинается с осмысливания технического или технологического задания заказчика. Уточняются параметры разработки и требования к продукции, определяется уровень техники на сегодняшний день по странам мира путём проведения патентно-коньюнктурных исследований, находятся аналоги и прототипы, формулируется изобретательская задача и чем корректнее и изящнее она будет поставлена, тем совершеннее и оптимальнее будет изобретение. Этот этап является наиболее важным в изобретательстве, т.к. здесь приходит к разработчику понимание сути того, что должно быть. Как только пришло понимание, то начинается генерация вариантов идей и образов будущего изделия или технологии. Поставленная задача передаётся в подсознание и решается там автоматически круглосуточно с выдачей в сознание проблесков вариантов решений. Сознание в это время обращается к освоенным человеком знаниям, выбираются приемлемые для использования в конкретном случае законы природы (естествознания), подбираются физические, химические, геометрические эффекты и принципы действий из базы известных науке знаний в данной области техники.  Если они выявлены и подобраны, то компилируется или синтезируется новая техническая система с существенными отличительными признаками от всего созданного ранее, совокупность которых и обеспечивает появление новых функций и свойств, которые были заданы в техническом задании заказчика, появляется новая совокупность упорядоченно взаимодействующих, заново разработанных для конкретного случая, взаимосвязанных элементов (деталей, узлов) с их оригинальным размещением в пространстве с новыми отношениями и связями.

Однако, если уровень существующих знаний оказывается недостаточным для синтеза новой технической системы, то появляется необходимость проведения научно-исследовательской работы для их получения, вернее добычи как в бою. Таким образом, перед изобретением, т.е. решением технической задачи техническими средствами, нужно сделать открытие новых знаний в этой области естествознания. Истинные наиболее значительные изобретения основаны на результатах открытий, построены на новых принципах действия или функционирования, что даёт скачёк в уровне развития техники. Но большинство изобретений – это устранение недостатков прототипа известными, но оригинальными способами. Это массовое инженерное творчество, близкое к ремеслу, которое совершается на уровне сознания с использованием логики и причинно-следственных связей.

Очень часто бывают случаи, когда задача кажется неразрешимой. В этом случае у профессионалов появляются азарт и здоровая злость, страстное, жгучее желание достичь цели, одновременно возникает вера в успех и ощущение, что решение где-то близко – эмоциональное состояние приближается к вдохновению.

Технология такого технического творчества предполагает совместную работу души, сознания и надсознания, куда подключается интуиция профессионала, ведущая как лоцман по узкому фарватеру к цели. В таком состоянии изобретатель пытается построить в сознании образ будущего продукта или процесса, но возникают лишь фрагменты целостной системы (как туманный образ произведения у гуманитариев). Сознание обращается через душу в надсознание, которому доступна информация и знания Космоса. Из надсознания ответ на поставленную душой задачу приходит в сознание (в самый неожиданный момент) в виде образа недостающих фрагментов и их взаимосвязей. Момент прихода решения задачи из надсознания в сознание очень ярок и его невозможно пропустить. Это известное профессионалам явление называют озарением или инсайтом. Сознанию остаётся только выполнить синтез новой целостной технической системы в виртуальном виде и описать эту возникшую структуру словесно, дополняя схемами, знаками, символами, рисунками в статическом состоянии, а затем и в динамике, т.е. описать её работу, принцип действия и функционирования, оптимальные параметры работы и габариты, применимые материалы и виды энергий.

Материализация виртуального образа путём словесного описания весьма трудная задача, т.к. здесь требуется хорошее знание языка изложения и писательское умение. Именно этого и не хватает технарям и они часто остаются непонятыми, несмотря на великолепное решение технической задачи.

В отличие от гуманитарных произведений, технические произведения, например, изобретения по структуре и форме написания строго регламентированы, а кроме технического описания сути разработки содержат юридически значимую часть, называемую формулой изобретения. Формула изобретения является, по сути, информационной моделью (фреймом) новой разработки и необходимо владеть патентоведческим и писательским искусством одновременно, чтобы словами одним предложением изящно изложить созданное техническое произведение. Поэтому профессиональных талантливых изобретателей весьма мало.

Весь труд изобретателя может оказаться напрасным, если патентное ведомство, проведя квалификационную экспертизу, не признает разработку изобретением по причине несоответствия критериям охраноспособности: мировой новизне, изобретательскому уровню, промышленной применимости.

Только в техническом творчестве удовлетворение и удовольствие от достигнутого результата не сравнимо ни с чем – это торжество разума и души высшей пробы. Несколько похожее состояние бывает у души от победы тела на спортивных соревнованиях, когда устанавливается мировой рекорд.

3. Научное творчество

Третий вид творчества – это научно-исследовательское творчество, которое предназначено для добычи новых знаний, обогащающих базу фундаментальной, теоретической и прикладной науки.

Научное творчество носит поисковый характер и не акцентировано на коммерческий результат. Высшими достижениями научного творчества являются открытия, наиболее значимые из которых отмечаются Нобелевскими премиями. Права на открытия не патентуются, что подчёркивает их общечеловеческое достояние, а авторам выдаётся лишь диплом, удостоверяющий их  заслуги и приоритет.

В научном творчестве главный труд заключается в создании новых методик постановки экспериментов и их проведения, обработки полученных данных, синтезе из них новых гипотез, теорий, законов, закономерностей, явлений природы, физических эффектов и другой научной продукции. Как и у изобретателей, у учёных также бывают озарения и феноменальные догадки – это апофеоз творчества.

Научное творчество носит общественный характер и учёные, как правило, объединены в специализированных институтах и лабораториях академий наук и отраслевых институтах  для выполнения конкретных тем научно-исследовательских работ, целевых научно-технических программ, в том числе международных и других заказов, как правило, государственных. Инструментарий фундаментальных исследований весьма сложный и дорогостоящий, уникально и всё метрологическое обеспечение, поэтому в отличие от изобретателей-одиночек, учёных-одиночек не бывает. Учёным профессионалам присваивают учёные степени и звания, а наиболее талантливые, трудолюбивые и успешные, стартуя младшими научными сотрудниками, становятся академиками.

Результаты исследований и разработок по законодательству принято считать произведениями науки, главные из которых: монографии, рукописи диссертаций, научно-техническая  литература, отчёты о выполненных научно-исследовательских работах, статьи.

Полученные новые теоретические знания передаются отраслевой науке,  инновационным менеджерам и венчурным капиталистам для  реализации в конкретных продуктах или услугах с целью выявления, формирования и удовлетворения спроса на рынке.

Эпоха экономики основанной на знаниях – наступила. Результаты творческой деятельности человека юридически правильно оформленные превращаются в интеллектуальную собственность – главный товар цивилизованного мира.

 

Канов Г.Л.


Презентация

Контакты

 

 

Контакты

НАШІ КОНТАКТИ:

[email protected]

[email protected]

м. Дніпро

тел. +38 (056) 794-36-74, +38 (056) 794-36-75

моб. +38 (050) 320 69 72

ISSN 20760507

Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович

Партнеры