Металлы в ювелирном деле |
\\ Статьи
14/11/2016 11:18am
Металлы в ювелирном деле
Работа ювелира на первый взгляд, кажется работой мечты: простой и непринужденной. На самом же деле, она сопоставима с работой хирурга, где нет права на ошибку. Повышенная внимательность к деталям, усидчивость, уравновешенность, точность в действиях и безмерное чувство прекрасного. Все это, в комплексе, помогает создавать неимоверные шедевры, которые в своих коллекциях хочет видеть заядлый коллекционер. Тонкая и филигранная работа не оставляет равнодушными никого. А прекрасную половину человечества, и подавно. К драгоценным металлам относят восемь металлов, выделенных в отдельную группу. Это золото, серебро, платина, а также платиновые металлы (платиноиды): палладий, родий, иридий, рутений и осмий. Основу для использования в ювелирном деле составляют три металла — золото, серебро и платина. Обладая уникальными свойствами — красивым цветом, мягкостью, пластичностью, способностью сочетаться с драгоценными камнями и эмалями, выглядеть благородно и в полированном виде, и матовыми, в качестве сплавов используются для изготовления ювелирных изделий. Стоимость и благородные свойства металлов определили название всей группы. Ведущее место среди них занимают золото и серебро, наибольшее количество сплавов золота в широкой цветовой гамме используется самостоятельно. Кроме того, золотые изделия изготовляют в сочетании с серебром или с платиной. Не все металлы платиновой группы используют в ювелирном производстве. Многие из них, благодаря своим особенным качествам используются в медицине (протезы, инструменты и др.), в технике (детали материнских плат, микросхем и чипов), в машино- и авиастроении, в некоторых видах оборудования для добычи разного вида сырья из недр земли, обработки пород и кристаллов. Золото (Au) — единственный металл ярко-желтого цвета. Отличается самой высокой пластичностью и ковкостью из всех драгоценных металлов, режется ножом. Обладает сильным блеском, а также хорошей тепло- и электропроводностью. Золото обладает высокой химической стойкостью: ни кислород, ни сера на него не действуют, даже при нагревании; устойчиво к воздействию на него влаги; не реагирует с кислотами, щелочами, солями. Это важный аспект, поскольку при носке ювелирных украшений, со временем, они могут потемнеть. Темнеют они не от грязи или пыли как принято считать. Кожа любого человека имеет свой защитный слой. В свою очередь кожа дышит, питается и выводит на свою поверхность так называемые продукты синтеза. Это и есть соли, щелочи, сера, цинк и прочие вещества. От этих особенностей, металлы могут со временем блекнуть и темнеть. У каждого человека разный щелочно-кислотный баланс кожи. Поскольку выделение серы и кислот у человека не бывает громадных масштабов, да и по воздействию они более щадящие, то золотые украшения будут идеальны при носке. Однако данный металл растворяется в смесях кислот — соляной и азотной (царской водке); серной и марганцовой; серной и азотной, а также в горячей селеновой кислоте. Растворяется также в водных растворах цианистых металлов в присутствии кислорода или других окислителей, в растворах тиомочевины в присутствии окислителя. Вторичные, или рассыпные, образовались в результате разрушения рудных (коренных) месторождений. Разрушение (выветривание) золотосодержащих пород приводит к высвобождению золота, которое вместе с породой выносится водами и залегает по пути стоков в различных углублениях по всему пути перемещения. Высокая плотность золота не мешает перемещаться на большие расстояния и осаждаться по руслам ручьев и рек, образовывая значительные скопления россыпного золота. Золото в таких залежах имеет абсолютно разные размеры в форме мелких неправильных зерен, пластинок, чешуек, губчатых, нитевидных, древовидных образований, искаженных кристаллов и т.д. Золото в россыпях обычно чище рудного и имеет более высокую пробу.
Золото в природе никогда не бывает в чистом виде. В нем всегда присутствуют примеси. Цвет природного золота различен и зависит от наличия инородных металлов в качестве примесей. Золото, извлеченное из различных источников (руд, россыпей, попутно), содержит множество примесей и является исходным продуктом для получения чистого золота. Продукцию приисков принято называть шлиховым золотом. Чистота шлихового золота различна и может колебаться от 500-й до 970-й пробы, т.е. от 50 до 97% чистого золота в металлической массе. Поскольку шлиховое золото состоит из частиц разной пробы и разного содержания, оно требует очистки от примесей до однородно высокой чистоты. Методы аффинажа зависят от характера исходного продукта и требуемой чистоты золота. Весь золотосодержащий металл, подготовленный для аффинажа, подвергают приемной плавке, для того чтобы в полученном слитке определить содержание золота, других примесей и выбрать метод очистки. Наиболее высокая степень очистки достигается электролитическим методом. Чистое золото — понятие условное, степень чистоты выражается пробой 999; 999,9 и т.д., однако 1000-й пробы нет. Золото, как и все металлы, маркируется. Марка чистого золота Зл 999 означает, что в его составе золота (Зл) 99,9 %, остальное примеси; Зл 999,9 — в составе золота 99,99 %, остальное примеси. В качестве примесей — свинец, железо, сурьма, висмут, медь, серебро в допустимых пределах. Аффинированное золото выпускается в слитках различной массы. Степень чистоты по специальным техническим условиям может достигать 99,9999 %. Основная масса чистого золота идет на составление сплавов, используемых для производства ювелирных изделий, монет и медалей; зубных протезов; сусального золота; декоративных гальванопокрытий. Серебро (Ag) — металл белого цвета, очень тягучий, пластичный и ковкий, режется ножом. Серебро тверже золота, но мягче меди. Очень хорошо полируется, имеет наивысшую отражательную способность, является самым электро- и теплопроводным металлом.
В природе серебро образует более 60 минералов, в которых находится в различном состоянии. В основном в сернистых соединениях с высоким содержанием серебра (до 87%). Однако, несмотря на большое количество минералов серебра в рудах, они встречаются в незначительных количествах, часто рассеяны среди других минералов. Самородное серебро встречается значительно реже самородного золота, так как легче образует соединения с другими элементами. Самородное серебро представляет собой природный сплав с золотом, медью, железом, висмутом, ртутью, платиной и другими элементами. Встречается в виде неправильных зерен, пластинок, листочков, проволочных и нитевидных выделений. Крупные самородки чрезвычайно редки и могут достигать сотен килограммов. Принцип аффинажа заключается в растворении серебра на аноде и осаждении его кристаллов на катоде. Осажденное серебро после фильтрации и промывки подвергается плавке. А нерастворимый анодный шлам, содержащий золото, платину, подвергают дальнейшей обработке. Аффинированное серебро выпускается в слитках различной массы, в порошке, а также в гранулах. Степень чистоты серебра может достигать 99,9999%. Платина (Pt) — серовато-белый блестящий металл, тяжелый и тугоплавкий. По пластичности и ковкости уступает золоту и серебру. Может прокатываться в тончайшие листы (до 0,0025 мм) и протягиваться в тончайшую проволоку (до 0,001 мм).
Самородная платина представляет собой минералы, включающие в свой состав кроме платины железо, иридий, родий, палладий, медь, никель и поликсен. Поликсен не имеет постоянного состава и является источником добычи многих металлов. Платиновые руды, которые также являются источником получения платины и платиновых металлов, в природе распространены мало. Основным источником добычи платины являются медно-никелевые месторождения, из руд которых платина добывается попутно. В природе металлы платиновой группы обычно сопутствуют друг другу. Попутно платину и другие платиновые металлы получают при аффинаже золота. Металлы платиновой группы, которые применяются в ювелирном деле лишь в некоторых случаях: Палладий (Pd) — металл серебристо-белого цвета пластичный и ковкий, легко прокатывается в фольгу и протягивается в тонкую проволоку. Осмий (Os) — серовато-белый металл с голубым оттенком, тяжелый, тугоплавкий, твердый и хрупкий. Механической обработке не поддается. Родий (Rh) — голубовато-белый металл, напоминающий алюминий, твердый и хрупкий. Имеет высокую отражательную способность. При нагревании приобретает пластичность. Рутений (Ru) — серовато-белый металл, тугоплавкий, твердый и хрупкий. Механической обработке не поддается. Иридий (Ir) — серовато-белый металл, тяжелый, тугоплавкий, твердый и хрупкий. Механической обработке не поддается.
После всех необходимых операций и подбору материала для работы, создается так называемый макет будущего изделия. Раньше это делали либо из пластилина, либо из глины, либо из гипса (технология похожа на подготовку макета для художественного литья), в наше время, предпочтительней работа с восковыми формами. Сегодня же этот процесс более упрощен. Модель будущего изделия создается в 3d приложениях на компьютере, а потом печатается на 3d принтере готовая модель. Так мастеру легче ориентироваться в расположении нужных элементов. Что упрощает пошаговую постановку процесса изготовления. На самом деле работа ювелира 21 века, существенно отличается от работы ювелира в прошлых веках. Если раньше абсолютно все делалось руками, то сегодня целые заводы и ювелирные ателье, изготовляют основы на фрезеровочных станках и прочем оборудовании. Поскольку так получается более точный результат по заданным параметрам. На фрезеровочном оборудовании создаются также восковые формы сложных форм, со сложным дизайном, который вручную создать очень проблематично. В эти формы заливается расплавленный металл, который потом затвердевает. Изделие в процессе изготовления, шлифуется только вручную. Также, мастера сами припаивают специальными инструментами нужные элементы для украшения. Работа с камнями – это работа исключительно для ювелиров. Не существует на сегодняшний день нигде в мире машины, которая бы сама закрепляла камни в металле. Это та часть работы, которая нуждается в настоящем мастерстве. Данная работа производится набором всевозможных инструментов под микроскопом. После установки камней изделия шлифуются, тоже вручную.
www.sam-stroy.info www.luksuria.ru Фотографии с фотостока: www.pixabay.com ПрезентацияКонтактыКонтактыНАШІ КОНТАКТИ: м. Дніпро ISSN 20760507 Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович |
|