ЗИМ-12

19/12/2013 12:13pm

Автор: По материалам "Deagostini"

Категории: Автомобилестроение

Народный ЗИМ-12

Директивы XIX съезда КПСС по пятому пятилетнему плану развития СССР на 1951-1955 годы обязывали автостроителей «...выпускать еще больше автомобилей и более высокого  качества, конструировать новые автомобили для удовлетворения многосторонних запросов социалистического народного хозяйства».


По мнению руководства Минавтопрома, народному хозяйству из всех «многосторонних запросов» в первую очередь потребовался легковой автомобиль среднего класса, для обслуживания партийных функционеров средней руки. В те годы предпочтение отдавалось не частным, а служебным автомобилям, и новая комфортабельная легковушка должна была занять пустующую нишу между державным ЗИС-110 и массовой «Победой». Правительственное задание и начало разработки шестиместного легкового автомобиля пришлось на апрель-май 1948 года. Перед конструкторским коллективом Горьковского завода были поставлены жесткие сроки для выполнения важного государственного задания — на проектирование автомобиля и подготовку производства было отпущено всего 29 месяцев. Это был совершенно нереальный срок, даже если бы горьковчане просто скопировали одну из моделей «Бьюика» (Buick), что, собственно, и предлагал сделать ГАЗу замминистра автомобильной промышленности В.Ф.Гарбузов. Но у главного конструктора завода Андрея Александровича Липгарта на этот счет было свое мнение. Он напомнил, что, благодаря унификации многих деталей, заводу в дни войны удалось в очень короткий срок наладить производство первого отечественного джипа ГАЗ-64, сложив его из уже освоенных в производстве узлов и агрегатов, создав заново только кузов. Этим путем решили идти и с новой машиной. Была только одна серьезная загвоздка — серийно выпускаемый шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-11 (V — 3,48 л), спроектированный еще в 1937 году и устанавливаемый на грузовики ГАЗ-51, плохо подходил для большого легкового автомобиля. В стандартном варианте такой мотор выдавал всего 70 л. с., а в форсированном, с измененной степенью сжатия и двойным карбюратором, не более 90-95 л. с. Для задуманного легкового автомобиля массой более 2 тонн этого оказывалось недостаточно. Необходимо было или создавать новый двигатель или как-то снижать массу автомобиля. Первый вариант отпадал из-за сжатых сроков, а второй казался просто фантастическим. Тем не менее, А. А. Липгарт предложил сделать представительский автомобиль безрамной конструкции, с несущим кузовом. На автомобиле с колесной базой 3,2 метра такого не делал никто и никогда в мире, но это решение экономило более 200 кг веса. Помимо несущего кузова, ЗИМ был примечателен еще гидромуфтой сцепления, впервые примененной на отечественном автомобиле. Она устанавливалась на коленчатый вал вместо маховика и плавно передавала крутящий момент к ведущему диску сцепления. Сделано это было для очень мягкого начала движения, что было важно для автомобиля представительского класса. Гидромуфта позволяла двигаться без лишних переключений, например на второй передаче, в диапазоне скоростей от 0 до 80 км/ч, и прощала водителю все огрехи с педалями сцепления и газа. Но она требовала и абсолютной исправности ручного тормоза, иначе без «ручника» заглушенный ЗИМ частенько укатывался с горочки даже на включенной первой передаче. Еще одна особенность ЗИМа — ровный пол в пассажирском салоне, без выступающего кожуха карданного вала. А уникальная конструкция капота давно стала визитной карточкой ЗИМа. Только у него цельный штампованный капот был способен открываться на любую сторону — влево или вправо, а при открытии обоих замков капот вообще можно было снять с машины! 15 февраля 1950 года, по заведенной традиции представлять новые машины в Кремле,ЗИМ был показан И.В.Сталину. Автомобиль ему понравился сразу, и он легко дал «добро» на его производство. Вскоре специалисты ГАЗ, во главе с главным конструктором завода А. А.Липгартом и ведущим конструктором Н.А.Юшмановым, за создание ЗИМа были удостоены Государственной премии СССР 1950 года. Первую промышленную партию ЗИМ-12 собрали точно в срок — 13 октября 1950 года.

 

Эмблема


Впервые эмблема Горьковского автозавода в виде геральдического щита с изображением оленя — символом города Горького (сейчас Нижнего Новгорода), появилась именно на ЗИМе. Придуманная специально для нового легкового автомобиля, она и сегодня в несколько измененном и упрощенном виде украшает все ГАЗовские автомобили. А тогда на ЗИМе передняя эмблема была массивной, с широким хромированным окладом с возвышающейся над гербом кремлевской стеной (стены московского и нижегородского кремля очень похожи, чем и не преминули воспользоваться на ГАЗе) и символической кремлевской башней, увенчанной огромной красной звездой.

Табель о рангах


В негласной «табели о рангах» много внимания уделялось закрепленному автотранспорту — каждой руководящей должности была определена своя марка автомобиля: председатель колхоза не мог рассчитывать более чем на «Победу», а первому секретарю крайкома негоже было садиться во что-то классом ниже ЗИС-110. Естественно, появление ЗИМа произвело переполох в номенклатурной среде. Многие аппаратчики, кому позволяли должности, возжелали как можно быстрее пересесть на новую машину. Борьба за обладание газовской новинкой приобрела такой масштаб, что журнал «Крокодил» (кстати, курируемый ЦК КПСС) вынужден был в начале 1952 года напечатать едкий фельетон «Стоп! Красный свет!», клеймивший позором номенклатурных работников, которые шли на всякие ухищрения ради скорейшего выделения персонального ЗИМа.

Теоретически простой советский гражданин В 50-х годах при желании мог приобрести себе в частное пользование легковой автомобиль представительского класса ЗИМ. Он свободно предлагался в автомагазинах, но его стоимость для обывателя была просто заоблачной - 40 000 руб. После тяжелой и разрушительной Войны далеко не у всех желающих получалось скопить даже 9 000 руб. Поэтому новый ЗИМ В частном пользовании - большая редкость, обычно такие машины выкупали у государства позже, но остаточной стоимости после длительной эксплуатации, ремонтировали, холили и лелеяли. В результате, при общем относительно небольшом выпуске до наших дней дожили многие экземпляры этой замечательной машины, и ныне ЗИМ является одним из самых желанных и вполне доступных раритетов у автоколлекоционеров.

В 1959 году появилась новая модель легкового автомобиля представительского класса ГАЗ-13 «Чайка», более скоростная и комфортабельная, чем ЗИМ. Но прямой замены в неписаной «табели о рангах» не произошло. Для большинства чиновников, которые разъезжали на ЗИМах,«Чайка» оказалась не по статусу. Оригинальное решение нашли в Минобороны, переоборудовав на одном из своих авторемонтных заводов около десятка автомобилей ГАЗ-13 с заменой всех внешних панелей, а также бамперов и эмблем на ЗИМовские. Военные чиновники получили более комфортабельные и современные автомобили, формально соблюдая неписаные правила.

 

Форма и содержание


Спинка передних сидений сплошная, а пепельница в ней и натянутый веревочный поручень предназначались для пассажиров, едущих на раскладывающихся дополительных сиденьях, — страпонтенах.


Удобный подлокотник и пепельница в нем — атрибут повышенной комфортабельности для высокопоставленных пассажиров


Страпонтены, несмотря на их «неполноценность», довольно удобны и позволяли выдержать даже дальнюю дорогу.


Широкий задний диван формально рассчитан на двух пассажиров, но на нем свободно размещались и трое.


Приборная панель ЗИМа на заводе окрашивалась специальным фактурным способом, имитирующим отделку под дерево


Надпись «ЗИМ» но машинах присутствовала везде, даже на кнопке звукового сигнала — водитель и пассажиры должны были осознавать, на какой выдающейся машине им посчастливилось передвигаться. Часы с недельным заводом.


По центру приборной панели — ручка включения «дворников», выполнения из особой пластмассы «под слоновую кость»


Капот ЗИМа мог откидываться в бок, в ту или иную сторону, в зависимости от желания водителя, а при отстегивании обоих боковых замков совсем сниматься с машины.Особенность дверей ЗИМа в том, что задняя пара открывалась против хода машины —считалось, что таким образом садиться в машину намного удобнее.


Черный цвет и обилие массивных хромированных деталей —«визитная карточка» ЗИМа.


Обязательная принадлежность всех легковых автомобилей того времени — хромированные колпаки колес с «фирменной» надписью.


Несмотря на то что багажник кажется большим, добрую его половину заняли запасное колесо и шоферские принадлежности.


Единственный стоп-сигнал на ЗИМе располагался по центру и был украшен большой выпуклой звездой


Схема автомобиля ЗИМ-12


Техническая характеристика ЗИМ-12

Число мест:

6

Максимальная скорость

120 км/час

Время разгона до 10 км/ч

37 сек

Расход топлива при скорости 50-60 км/час

15,5 л/100 км

Тормозной путь со скорости 30 км/час

5,5м

Электрооборудование

12 V

Аккумуляторная батарея

12 V

Аккумуляторная батарея

6СТ-68ЭМ

Генератор

Г-20; 18 а; 225 вт

Реле-регулятор

РР-20б

Стартер

СТ-20б

Прерыватель-распределитель

Р-20

Свечи зажигания

А14К

Размер шин

7,00-15

Вес автомобиля в снаряженном состоянии:

без нагрузки общий

1940 кг

с нагрузкой 6 человека общий

2390 кг

на переднюю ось

1190кг

на заднюю ось

1200кг

Дорожные просветы:

под передней осью

200мм

под задней осью

200мм

Наименьший радиус поворота:

по колее переднего наружного колеса

6,8м

внешний - по наиболее выступающей части

7,4 м

Подвеска передняя:
независимая, пружинная, с поперечным расположением рычагов, амортизаторы гидравлические двухстороннего действия

Подвеска задняя:
на продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические двустороннего действия

Рулевой механизм:
глобоидальный червяк и двухгребневый ролик, передаточное отношение — 18.2                                  

Тормоз ножной:
колодочный, на все колеса с гидравлическим приводом

Тормоз ручной:
колодочный, на задние колеса с механическим приводом

Сцепление:
однодисковое, сухое

Коробка передач:
механическая, трехступенчатая, двухходовая, рычаг управления на рулевой колонке

Передаточные числа трехступенчатой коробки передач:
I — 3,115; II — 1,772; III — 1,00; задний ход —3.740

ЗИМ-12 (ГАЗ-12). легковой автомобиль повышенной комфортности серийно выпускался с 1950 по 1959 год. Санитарный Вариант ГАЗ-12Б выпускали на год дольше, до 1960 года.Всего произведено 21527 автомобилей. В технических характеристиках автомобиль всегда указывался как 6-местный, но фактически на его заднем диване свободно умещалось три
человека - как раз в этом месте Кузов был неоКольКо расширен за счет выступающих боковин, в результате машина легко брала на борт семерых пассажиров.


Презентация

Контакты

 

 

Контакты

НАШІ КОНТАКТИ:

[email protected]

[email protected]

м. Дніпро

ISSN 20760507

Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович

Партнеры