ГАЗ-2330 "ТИГР"

13/11/2013 8:03pm

Автор: По материалам Eaglemoss

Категории: Бронетехника

Создание многоцелевых автомобилей - одна из современных тенденций в развитии легковых бронированных машин. Проектрированием и производством данных транспортных средств занимается множество компаний по всему миру. Данная сфера деятельности не обошла и Россию - свой образец подобной машины предложил Арзамасский машиностроительный завод.

 

История создания

Первой вехой в истории развития многоцелевых бронированных машин стала разработка вездехода для армии США - HMMWV M998, ошибочно называемым "Хаммером".

 

"Хаммер" же, по сути, является гражданской версией военной машины именуемой в обиходе "Хамви", которая поступила на вооружение в армию США в 1981 году, а получила мировую популярность после войны в Персидском заливе. Существовало множество модификаций данной машины, в том числе бронированные и полубронированные. Тем не менее, данные автомомбили не соответстсовали требованиям, предъявляемым к машинам такого класса (что выяснилось после ввода американских войск в Ирак и Афганистан), что и стало толчком в разработке новых бронетанковых вооружений.

 

Российским ответом "Хаммеру" считается специальное транспортное средство "Тигр", которое появилось в начале 2000-х годов. Однако, были и предшественники. Таким можно считать ГАЗ-3937 "Водник".

 

Горьковский автозавод получил заказ на проект "Водник" в конец 1980-х годов. Военные задумывали данную машину как многоцелевой разведывательно-диверсионный вездеход, замену утсаревающему БРДМ-2. Проектирование машины возглавил А. Г. Масягин - руководитель Управлением конструкторских и эксперементальных работ ГАЗа. Вездеходу успешно дались заводские и государственные испытания и он был рекомендован к принятию на вооружение, но началу серийного производства этих машин помешало отсутствие финансов у заказчика.

Основное преимущество "Водника" заключается в том, что благодаря быстроразьемному соединению
заднего модуля и опорного фланца корпуса возможна оперативная замена различных модулей на
одном автомобиле даже в полевых условиях. Таким образом, имея ряд различных модулей, одно шасси
может выполнять функции нескольких автомобилей.


Впервые ГАЗ-3937 (в гражданском исполнении) был представлен широкой публике в 1994 году
на выставке "Средства спасения-94" и вызвал большой интерес среди журналистов, окрестивших
его русским Хаммером.

В основу конструкции "Водника" положена модульная схема. Сварной корпус автомомбиля имеет 2 съемных модуля - передний и задний. В переднем модуле находились силовое отделение и отделение управления, разделенные герметичной перегородкой. Задний модуль включал в себя места для транспортировки людей и грузов, монтажа специального оборудования и различных видов кузовов.

Важным решением в компановке данного автомобиля стало решение вынесести колеса за пределы несущего корпуса и предусмотреть открытую нишу. За счет этого при подрыве на мине основной удар отражается от неподрессоренных масс и воздушная волна уходит в крыло, изготовленное из тонкого листа, что значительно снижает ударную нагрузку на корпус машины. Сиденья в заднем модуле не имеют прямой связи с днищем машины, что является одним из факторов безопасности во время передвижения. "Водник" считается плавающим, однако, водоходные способности автомобиля ограничены что, в первую очередь, обусловлено отсутствием гребного винта, водомета или какого-либо водоходного движителя.

Движение по воде осуществляется только за счет вращения колес, соответственно максимальная глубина преодолеваемой вброд водной преграды - 1,2 м. Снаряженная масса ГАЗ-3937 составляет 5,1 т в модификации автомобиля для перевозки личного состава. Вмещаемый экипаж (включая десант) - 10 человек. Рядный 4-цилиндровый турбодизельный силовой агрегат ЯМЗ-460 мощностью 160 л.с. позволяет машине развивтаь скорость 110 км/ч. В базовой комплектации машины вооружена башенной пулеметной установкой с 14,5-мм пулеметом КПВТ и 7.62-мм пулеметом ПКТ. В 2005 году машина принята на вооружение. В период 2006-2007 годов в структуры МВД поступило около 250 машин в исполнении бронетранспортера. В этом варианте машина не снискала большой популярности. Внутренняя компоновка была выполнена не очень удачно, двигатель развивал большой уровень шума при работе, плоское днище и отсустсвие плавучести также сказывались на режиме работе данной машины. В качестве альтернативы БТР или БДРМ "Водник" не подходил, однако мог бы быть неплохим транспортным средством в вооруженных силах, для замены легковых автомобилей или грузовиков ГАЗ-66.

"Тигр"

Разработка новой, легкой бронированной машины, так необходимой Российской армии, началась по инициативе иностранной армии. Заказ на создание бронированной машины был получен конструкторами ГАЗа от руководства вооруженных сил Обьединенных Арабских Эмиратов. (ОАЭ) в конце 1990-х годов. Автомобиль разрабатывала группа конструкторов ГАЗа под руквовдством А. Г. Масягина с использованием опыта эксплуатации внедорожников Hummer в армии ОАЭ. Исходя из этого был разработан автомомбиль - специальное транспортное средство "Тигр" - (ГАЗ-2975).

 

В процессе проектирования решалась задача унификации автомобиля по узлам с БТР-80 и бронированным автомобилем ГАЗ-39371 "Водник". Опытные образцы и документация на машину были переданы в 2000 году заказчику - компании Bin Jaber Group (ОАЭ). С использованием этих прототипов позже в ОАЭ совместно с фирмой Renault был создан автомобиль AR-17 Nimr.

У ГАЗа же остался разработанный и готовый к серийному производству автомобиль, были собраны модели с иным дизайном и интерьером. Именно они в августе 2002 г. под названием ГАЗ-233034 "Тигр" впервые были продемонстрированы в России на показе технике на полигоне ЦНИИ-21 МО России в Бронницах. Серийное производство автомобилей "Тигр" было организовано на Арзамасском машиностроительном заводе (АМЗ), где продолжается и по сей день. Предприятием выпущены следующие модели автомобиля "Тигр": ГАЗ-23034 СПМ-1 "Тигр" (уровень баллистической защиты по пятому классу), ГАЗ-233014 "Тигр" - армейский вариант бронированного автомобиля, КШМ Р-145БМА "Тигр" - командно-штабная машина, ГАЗ-233001 "Тигр" - автомобиль повышенной проходимости с небронированным пятидверным корпусом.

СПМ-1

Специальная полицейская машина (ГАЗ-233034 СПМ-1) предназначена для использования в качестве транспортного средства и оперативно-служебной машины МВД России при проведении контр-террорестических операций, выполнении задач территориальной обороны. Также данные автомомбили оказывают содействие противопожарной службе, включая транспортирование личного состава при совершении марша, защищают экипаж от огнестрельного оружия и поражающих факторов взрывных устройств.

СПМ-1 имеет третий класс баллистической защиты (по ГОСТ Р 50963-96) бортовой и кормовой проекций. В лобовой проекции машина защищена по пятому классу.

Осенью 2002 года два автомобиля "Тигр" поступили в опытную эксплуатацию в московский специальный отряд
быстрого реагирования. В конце 2003 года руководством МВД было принято решение о закупке партии автомобилей
"Тигр" для оснащения спецподразделений МВД России.

В крыше автомобиля есть два люка прямоугольной формы без места под тяжелое стрелковое оружие. Огонь из личного оружия экипажем и десантом на ранних моделях велся через закрывающиеся заслонками бойницы в корпусе и дверях. На более поздних модификациях и СПМ-2 - через бойницы в броннированных стеклах в дверях и бортах машины. Салон оборудован местами для водителя, старшего машины и семи десантников. На крыше автомобиля может устанавливаться дистанционно управляемая установка "Лафет" для отстрела специальных средств (используется при разгоне несанкционированных демонстраций). Предусмотрены места для установки радиостанции и блокиратора радиоуправляемых взрывных устройств.

На базе СПМ-1 был разработан штурмовой разградительно-заградительный спецавтомобиль "Абаим-Абанат". Эта машина предназначена для преодоления препятствий и проникновения боевой группы в здания на уровне второго и третьего этажей. Для этой цели она оснащена штурмовой лестницей, управляемой из кабины водителя специальным пультом, и тремя штурмовыми щитами на окончании лестницы.

Армейские модификации

Автомобиль ГАЗ-233014 также имеет третий класс баллистической защиты бортов и кормы. В лобовой проекции автомомбиль защищен по пятому классу. В крыше автомомбиля находится один большой вращающийся люк с двухстворчатой крышкой и два кронштейна для крепления оружия. На них, обычно, устанавливается 30-мм автоматический гранатомет АГС-17 (АГС-30) и 12,7-мм пулемет "КОРД" или 7,62 мм пулемет ПКМ (ПКП "Печенег"). Размер люка позволяет стрелять в двух направлениях одновременно двум членам экипажа. Из личного оружия экипаж и десант ведет огонь через люки в дверях и по бортам. Корпус машины оборудован местами для размещения водителя, командира и четырех десантников. Также предусмотрены места для укладки боекомплекта, гранатомета РПГ-26, установки радиостанции и блокиратура радиоуправляемых взрывных устройств.  Натурный образец КШМ Р-142БМА на шасси СМП-2 был представлен на выставке "Интерполитех-2008". В ней установлен комплекс средств связи, работающих в различных диапазонах, в том числе и средства космической связи, устройства засекречивания и передачи данных, коммутационная аппаратура, а также различные источники энергоснабжения.

В начале 2010 года на полигоне в подмосковном Солнечногорске был продемонстрирован бронеавтомобиль
"Тигр" с 420-сильным двигателем Dodge Cummins ISB обьемом 5,9 л и автоматической трансмиссией GM-545RFE.
Внешне машина отличается дополнительным воздухозаборником над капотом и увеличенными тормозными бара-
банами. Время разгона до 100 км/ч по сравнению с о стандартными версиями сократилось с 35 до 23 секунд, а
максимальная скорость выросла со 140 до 160 км/ч.

"Тигр-М"

Во время выставки "Интерполитех-2010" Военно-промышленная компания представила модернизированный автомобиль ВПК-233114 "Тигр-М". Его главной особенностью стал отечественный дизельный двигатель ЯМЗ-5347-10, выполненный по экологической форме EURO-4. Кроме этого, в новой модели были устранены некоторые недостатки, выявленные в ходе эксплуатации и боевого использования предыдущих модификаций машины, а также учтены дополнительные требования российских вооруженных сил. Предназначение автомомбиля - перевозка личного состава и различных грузов, буксирование прицепных систем, монтаж вооружение и военной техники.

В ходе выставки IDEX-2011 в ОАЭ "Рособоронэкспорт" предложил Азербайджану организовать на своей
территории лицензионное производство бронемашин "Тигр"

Конструкция СТС "Тигр-М" была усовершенствована для повышения эксплуатационных свойств данной машины, более высоких показателей надежности, эргономичности, противопульной и противоминной защиты. На автомобиль установлен более мощный дизельный двигатель с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха ЯМЗ 5347-10. Значительно повысились показатели проходимости автомобиля по слабонесущим грунтам, что стало возможным благодаря новой конструкции мостов с принудительно блокируемыми шестеренчатыми коническими дифференциалами. Также стоит отметить повышение эффективности тормозной системы за счет вспомогательного горного тормоза с пневматическим приводом, усправляемым с места водителя. для защиты от пуль огнестрельного оружия капот сделан бронированным. Ещё одним усовершенствованием является наличие ригельных замков и улучшенной системы уплотнения всех дверей, модернизированной системы кондиционирования воздуха. На автомомбиль установлена фильтровентиляционная установка ФВУ-100А-24 и предпусковой подогреватель повышенной теплопроизводительности ПЖД-16 (16 кВт вместо 12 кВт), увеличено количество посадочных мест с шести до десяти. Испытания, проведенные на "Тигре-М" , успешно пройдены в 21-м НИИИ МО РФ. Автомобиль поступил на вооружение Российской армии.

Модификации 2011 года

В июне 2011 года в подмосковных Бронницах был продемонстрирован ещё один вариант "Тигра" - "Тигр 6А". Это специальное транспортное средство создано на базе СПМ-2 и предназначено для безопасной перевозки, командного состава военных структур в условиях боевых действий. Машина имеет четырехдверный кузов "пикап" с усилием бронезащиты до класса 6А по ГОСТ. Предпологается усиление противоминной защиты до Level 2A STANAG (6 кг ВВ под колесом и 3 кг ВВ под днищем кузова). Защите экипажа (четыре человека) также способствуют специальные амортизированные кресла и подставки для ног, не прикрепленные к полу. Усиленное бронирование защищает от обстрела с расстояния 5-10 м отечественными винтовочными патронами калибра 7.62 мм, с бронебайно-зажигательной пулей Б-32 или патронами 7.62 х 51 мм NATO с бронебойными пулями М948, имеющими вольфрамовый сердечник. На авиасалоне МАКС-2011 тульское Конструкторское бюро приборостроения (КБП) показало модернизированный противотанковый ракетный комплекс "Корнет-ЭМ" в виде автоматической пусковой установки с прицельными системами и четырьмя контейнерами ПТУР "Корнет-ЭМ". Две такие установки были смонтированы на модифицированном шасси СПМ-2. Машина снабжена двумя выдвижными пусковыми установками и оборудованием наводчика оператора (пультом управления с экранами для вывода изображения из прицельных систем), а также дополнительным боекомплектом на 8 ракет.

Модификация СПМ-2Э оснащена бортовой информационно-управляющей системой (БИУС) и мультиплексной системой управления электрооборудованием. БИУС "Тигра" спроектирована на основе открытой архитектуры и международных стандартов информационного взаимодейсвтия. Это позволяет в дальнейшем интегрировать следующее электронное оборудование при его установке на автомобиль: электронную систему управления двигателем, электронную систему управления трансмиссией, средства взаимодействия в составе полицейских подразделений, информационно-управляющие системы устанавливаемого на автомобиль спецоборудования.

 


Презентация

Контакты

 

 

Контакты

НАШІ КОНТАКТИ:

[email protected]

[email protected]

м. Дніпро

ISSN 20760507

Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович

Партнеры