СУ-30 - Первый двухместный истребитель в СССР |
\\ Articles
10/12/2013 4:41pm
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Практически все советские истребители строились в двух основных модификациях - боевой одноместной и учебно-тренировочной двухместной. До появления Су-27УБ двухместные спарки никогда не являлись полноценными истребителями. Проектирование двухместной модификации Су-27 началось в конце 1970-х годов. Изначально создавался полноценный боевой самолет. Как обычно, работы по спарке существенно отставали от темпов разработки одноместного истребителя, имевшего наивысший приоритет. Все советские реактивные спарки поступали в строевые полки с запаздыванием на несколько лет. Конструкторы Су-27УБ сохранили все целевое оборудование «боевой» одноместной машины, включая РЛС, даже емкость топливных баков осталась как на Су-27, хотя всегда установка кабины для второго члена экипажа компенсировалась сокращением емкости фюзеляжных баков и увеличением длины. Су-27УБ «рос» не в длину, а в высоту - задняя кабина установлена с большим превышением относительно передней, поэтому уменьшать размеры переднего топливного бака и увеличивать длину фюзеляжа не пришлось. А вот площадь килей для сохранения на прежнем уровне путевой устойчивости увеличили. Су-27 (б/н 14) и СУ-30 (б/н 66) Липецкого авиацентра. Внешне первые СУ-30 отличались от СУ-27УБ только наличием по левому борту убираемого топливоприемника системы дозаправки в воздухе. Эскизное проектирование спарки завершили в 1980 году. Первый Су-27УБ, предназначенный для статических испытаний, собрали в 1984 году. Второй самолет, Т10У-1, собирался как первый летный прототип. Первый полет на Т10У-1 летчик-испытатель Н.Ф. Садовников выполнил 7 марта 1985 года. В испытаниях приняли участие три Су-27УБ, все постройки КНААПО. Серийное производство Су-27УБ развернули на заводе в Иркутске. Су-27УБ (б/н 389) в 1989 году демонстрировался на авиасалоне в Париже. В 1993 году эта же машина, но уже с б/н 321, была представлена в Ле-Бурже как Су-30МК. Фотография сделана на Ходынском поле во время проведения выставки "Мосаэрошоу-92"
КОНСТРУКЦИЯ
Самолет Су-30 спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым хвостовым оперением. По конструкции и компоновке самолет в целом аналогичен одноместному истребителю Су-27 и двухместному учебно-боевому самолету Су-27УБ. Особенностью самолета является интегральная компоновка с плавным переходом фюзеляжа (корпуса) в крыло — подъемная сила создается не только крылом, но и корпусом. Фюзеляж: состоит из трех частей: головной, средней и хвостовой. Крыло: трехлонжеронной, кессонной конструкции; угол стреловидности по передней кромке составляет 42°, угол отрицательного поперечного V 2,5°. Механизация крыла состоит из флаперонов, выполняющих функции закрылков и элеронов, и адаптивных отклоняемых двухсекционных носков крыла. Хвостовое оперение: включает дифференциально отклоняемый стабилизатор и два киля с рулями направления. Кили смонтированы на боковых балках хвостовой части фюзеляжа, к боковым балкам также крепятся консоли стабилизатора. Силовая установка: состоит из двух ТРДДФ АЛ-31Ф тягой на максимале по 7770 кгс, тяга на форсаже - 12 500 кгс. Емкость пяти (три в фюзеляже и два в крыле) внутренних топливных баков - 12 ООО л. Перехватчик Су-30 оснащен системой дозаправки в воздухе, убираемый топливоприемник смонтирован по левому борту перед козырьком фонаря кабины. Шасси: трехопорное, убираемое, с носовой опорой. Носовая опора двухколесная, основные - одноколесные. Шасси Су-30, в сравнении с Су-27 и Су-27УБ, имеют усиленную конструкцию в расчете на большие взлетную и посадочную массы. Система управления: на самолете установлена электродисганци- онная система управления с четырехкратным резервированием в канале тангажа и трехкратным резервированием в каналах крена и курса; система управления обеспечивает нормальное пилотирование при статической неустойчивости в продольном канале до 5% и адаптивное отклонение носков крыла в зависимости от режима полета. Приборное оборудование: выполнено на основе аналоговых приборов с учетом требований эргономики. Приборное оборудование Су-27 последних модификаций выполнено по принципу «стеклянной кабины» с использованием цветных дисплеев. В задней кабине (кабина летчика-оператора) установлен телевизионный индикатор тактической обстановки, которого нет на Су-27УБ. Органы управления традиционные: РУС и РУДы. Целевое оборудование: В состав системы управления вооружением входит импульсно-доплеровский прицельный комплекс РЛПК-27 на основе РЛС Н-007 с дальностью обнаружения в передней полусфере цели (типа истребитель) - 80- 100 км; РЛС способна сопровождать одновременно до 10 целей, в том числе на фоне земной поверхности, и обеспечивать поражение одной из них. РЛПК-27 дополнен оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27, включающей теплопеленгатор и лазерный дальномер; датчики ОЭПС-27 размещены под прозрачным сферическим обтекателем, установленным перед козырьком фонаря кабины со смещением вправо относительно продольной оси самолета. На Су-30 установлена аппаратура обмена информацией с наземными КП и самолетами, позволяющая не только выполнять перехват по наведению извне, но также использовать перехватчик как воздушный командный пункт. Вооружение: по вооружениюперехватчик Су-30 в исходной конфигурации для ВВС РФ не отличается от истребителя Су-27 - 30-мм пушка ГШ-301 с боекомплектом 150 снарядов в правом наплыве крыла и УР «воздух - воздух» Р-27 и Р-73 на десяти узлах подвески, возможно использование обычных бомб и блоков НАР. Общая масса боевой нагрузки 4000 кг. Экспортные варианты Су-30 конструктивно отличаются от перехватчика, имеют иной состав целевого оборудования, а ассортимент вооружения расширен, прежде всего, за счет управляемого оружия класса "воздух-поверхность". Су-27УБ Липецкого авиацентра. Задняя кабина спарки расположена со значительным превышением над передней.
Передняя кабина многоцелевого Су-30КН практически идентична кабине истребителя Су-27.
В правом наплыве крыла установлена 30-мм пушка. Обшивка в районе ствола орудия выполнена из жаропрочной стали. На снимке: Су-30М2 ВВС России. 2012 год.
Су-30М2 способен нести разнообразное вооружение класса "воздух-поверхность", включая УР, КАБ и обычные бомбы разного калибра.
Носовая часть фюзеляжа Су-30М2. Самолет сохранил внешние отличия первых Су-30: смещенный вправо от продольной оси оптический блок и убираемый топливоприемник системы дозаправки в воздухе по левому борту.
Су-27УБ 611-го ИАП на стоянке, авиабаза Дорохово, 2007 год.
Пролет Су-47 "Беркут", Су-30МКИ и Су-30МКК, МАКС-2003. Су-30МКИ в отличие от Су-30МКК оснащен ПГО.
Су-27УБ Липецкого авиацентра. Фонарь кабины летчиков после полета до конца ещё не открыт.
Носовая опора шасси Су-30М2.
Характеристики СУ-30 Экипаж 2 человека
МОДИФИКАЦИИ
Первый Т10У, предназначенный для статических испытаний, собран в Москве на ММЗ «Кулон». Летные прототипы Т10У-1, Т1ОУ-2 иТЮУ-З собирались в Комсомольске-на-Амуре. Первый полет на Т10У-1 выполнил 7 марта 1985 года летчик-испытатель Н.Ф. Садовников. Серийное производство Су-27УБ было налажено в Иркутске на авиационном заводе им. 60-летия СССР (ныне ИАПО). Первый полет самолет иркутской сборки (Т10У-4) выполнил 10 сентября 1986 года (экипаж: летчики-испытатели ГЕ. Буланов и H.H. Иванов). В ходе серийного производства самолет совершенствовался, в частности, была изменена форма центральной балки-«ласты», в которой разместили большее количество устройств для отстрела ложных целей. Су-27УБК Су-27УБМ Прототипы Су-ЗО (Су-27ПУ) Серийное производство перехватчиков Су-ЗО развернули в Иркутске. Серийные самолеты отличались от прототипов усиленными центропланом и шасси. Первый серийный Су-30 поднял в воздух экипаж в составе летчиков-испытателей ГВ. Буланова и В.Б. Максименкова 14 апреля 1992 года. Построено порядка десяти Су-ЗО. Два доработанных самолета (первые серийные машины) использовались пилотажной группой ЛИИ им. М.М. Громова «Летчики-испытатели», самолеты окрасили в цвета флага России.
Су-30КН в серо-белой "омоновской" окраске.
Проход парой Су-30МКИ и МиГ-290ВТ на авиасалоне МАКС-2009
Многоцелевой истребитель Су-30МК, авиасалон МАКС-2011
Посадку парой выполняют Су-47 "Беркут" и Су-30МКИ, авиасалон МАКС-2003.
Многоцелевые модификации Су-ЗО
На авиасалоне в Ле-Бурже в 1993 году впервые показали многоцелевой истребитель Су-ЗОМК (б/н 321), который на самом деле являлся перекрашен чым Су-27, уже побывавшим в Париже з 1989 году. «Су-ЗОМК» демонстрировался вместе с внушительным ассортиментом вооружения класса «воздух - поверхность» и контейнерами с аппаратурой целеуказания. Цель демонстрации - зондирование потенциального рынка сбыта. В демонстратор Су-ЗОМК (б/н 603) был доработан первый серийный Су-30 пилотажной группы «Летчики-испытатели», в 1994 году машина демонстрировалась на авиасалонах в Чили и Берлине.
СУ-ЗО ДЛЯ ВВС ИНДИИ
18 Су-ЗОК (б/н БВ001 -БВ018), поставленные в 1997-1999 годах, оснащены РЛС Н011М «Барс» Мк 1, которая обеспечивает применение управляемого оружия только класса «воздух - воздух». Все Су-ЗОК пе- репоставлены в Белоруссию, их планируется модернизировать до уровня Су-ЗОКН, взамен из России поставлено 18 Су-ЗОМКИ. Доработанные Су-30 пилотажной группы "летчики-испытатели".
Перехватчик Су-30 Липецкого авиацентра в полете.
В ходе реформирования ВС РФ 611-й ИАП был расформирован, а его самолеты частично переданы в 790-й ИАП, ранее вооруженный исключительно перехватчиками МиГ-31. На снимке - Су-27УБ 790-го ИАП, авиабаза Хотилово, 2010 год.
Десять Су-ЗОМКИ Мк 3 (б/н SB041 - SB050) четвертой партии поставлены в 2004 году. Все самолеты Су-ЗОМКИ построены в Иркутске.
ВВС Алжира закупили 44 Су-ЗОМКА. По составу БРЭО самолеты аналогичны «МКИ», но большая часть БРЭО израильского производства заменена российскими и индийскими аналогами, ПГО не установлено.
СУ-ЗО ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ КИТАЯ
Первые десять серийных Су-ЗОМКК переданы Китаю в декабре 2000 года. К августу 2004-го поставлены все 24 заказанных самолета. По двум контрактам (1999 год и 2001 год) для Китая построено 76 Су-ЗОМКК.
СУВ самолета Су-30МК2 доработана для использования ПКРХ-31А. Контракт на поставку 24 Су-30МК2 подписан в январе 2003 года. Первые самолеты переданы заказчику в январе 2003 года, заказ выполнен в 2004-м. Четыре самолета Су-30МК2В, аналогичные Су-30МК2, в 2004 году поставлены Вьетнаму, впоследствии объем закупок был доведен до 48 Су-30МК2В, на август 2012 года ВВС Вьетнама располагали 24 Су-30МК2В. 12 самолетов Су-30МК2 поставлено Индонезии. В 2006-2008 годах ВВС Венесуэлы получили 24 Су-30МК2У, аналогичные в целом Су-30МК2. ВВС Уганды закупили шесть Су-30МК2.
Вариант Су-30М2 для ВВС РФ.
Весной 2012 года был подписан контракт на поставку ВВС РФ до 2015-го 30 Су-30СМ. Выполнение контракта возложено на корпорацию «Иркут». Су-ЗОСМ является вариантом Су-ЗОМКИ с БРЭО российского производства. Су-30МКИ и Су-30МКК, полет парой на авиасалоне МАКС-2003.
Су-30МКИ ВВС Индии.
ЭКСПЛУАТАЦИЯДвухместные модификации обычно остаются в тени своих прародителей - одноместных, «боевых», истребителей. Между тем, в любом авиационном полку самыми летающими (и самыми дефицитными) всегда являются спарки. На спарках готовят молодых летчиков, а опытные пилоты восстанавливают свои навыки в выполнении того или иного упражнения курса боевой подготовки после длительных перерывов. В каждом полку, вооруженном Су-27, имелось от четырех до восьми спарок, которые, по возможности, старались содержать в пригодном к полетам состоянии. Су-ЗОМКИ ВВС Индии неоднократно принимали участие в совместных учениях с ВВС США и Франции. В ближних воздушных боях «МКИ» неизменно демонстрировали преимущество над условным противником. Однако следует отметить, что бои велись без использования РЛС в полном объеме, поэтому однозначного вывода о всестороннем превосходстве «МКИ» над F-15С или Rafael делать не стоит. В Китае Су-ЗОМКК (1-13) поступили на вооружение ВВС, а способные не- сти ПКРХ-31А «МК2» - на вооружение морской авиации. Летом 2011 года из-за спорных островов в очередной раз обострились китайско-вьетнамские отношения. Вьетнам в качестве одного из аргументов в споре за острова использовал демонстрацию военной силы: в июне были проведены учения ВМС Вьетнама с боевой стрельбой, в учениях также приняли участие Су-30МК2В, выполнившие бомбометание и практические пуски ракет. Су-27УБ(б/н 20) после аварийной посадки на аэродроме Дорохово, 20 марта 2008 года.
Отремонтированная и перекрашенная "двадцатка" выруливает на старт, авиабаза Хотилово, 2011 год.
ОКРАСКА Cпарки строевых авиаполков окрашивались точно так же, как «боевые» Су-27 - в трехцветный камуфляж серо-голубых тонов. Обтекатели РЛС и «пилотки» килей спарки практически сразу стали красить в белый цвет, в то время как на Су-27 ранней постройки они были зелеными. Однако примерно в 2009-201 1 годах обтекатели РЛС и законцовки килей прошедших капитальный ремонт Су-27УБ стали красить в зеленый цвет - так окрашен отремонтированный после аварии в Дорохово Су-27УБ (б/н 20).
Су-27УБ ВВС Украины в яркой камуфляжной окраске.
Су-27УБ ВВС Белоруссии, камуфляж самолета близок к окраске самолетов ВВС СССР.
Су-27УБ Липецкого авиацентра в окраске пилотажной группы "Соколы России" PresentationCoverContactsНАШІ КОНТАКТИ: м. Дніпро ISSN 20760507 Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович |
|||||||||||||||||||||||||||||||||