История такси в СССР |
\\ Статьи
23/12/2013 3:01pm
Отечественный автопром в СССР начал своё восстановление сразу после окончания Великой Отечественной Войны. Автомобильные предприятие направили свою деятельность в «мирное русло», появились такие автомобили как ЗИС-110 и М-20 «Победа». Таксопарки пополнились новыми легковыми автомобилями. Такси во второй половине XX столетия – неотъемлемая часть жизни любого крупного города. В послевоенные годы в городах была отмечена катастрофическая нехватка такси. Большинство автомобилей, не разрушенных на фронтовых дорогах, доживали свой век при воинских подразделениях, а мобилизованными оставалась горстка автомобилей выпущенных до войны (вышеупомянутые «Эмки» и «ЗиСы»). «Разномастность» большинства трофейных машин не позволяла использовать их для службы такси – слишком большими могли оказаться затраты на техническое обслуживание и ремонт. Послевоенное возрождение отечественного такси в Москве 1946-1947 годов началось с автомобилей ЗиС-101. К воинской службе данные автомобили были неприспособленны, во время войны большинство их было законсервировано. С мая 1946 года расконсервированные ЗиС-101 начали свою работу на нескольких маршрутных линиях, положив начало ныне популярному виду транспорта – маршрутному такси. Разработанные в первые послевоенные годы новые модели легковых автомобилей – ЗиС-110 (1946 год) и Москвич-400 (1947 год) – для работы в качестве такси были непригодны. Главной надеждой таксопарков СССР стала новая модель Горьковского автозавода – М20 «Победа», производство которой началось в июле 1946 года. В процессе увеличения количества машин, «стихийный» подбор клиентов стал основой стабильной работы и рентабельности службы такси. Возникла проблема внедрения специфической окраски машин такси – и в 1948 году руководство Моссовета принимает решение об единой окраске данных автомобилей – светлый верх, серый низ. На немногочисленных ЗиС-110 и ЗиМах появляется полоса из чернобелых шашек. 1947 стал годом когда в возрожденные таксопарки стали массово поступать автомобили "Победа". "ЗиМы" же появились в 1951 году постепенно начали вытеснять "ЗиСы" с городских и маршрутных линий. В отличии от лимузинов высшего класса, которые в основном работали как маршрутки, ЗиМы широко использовались в качестве простых такси. Количество таксомоторов ЗиМ заметно увеличилось к концу 50-х годов, когда советские чиновники лишились права пользоваться персональными автомобилями. Бывшие "министерские" ЗиМы были переданы в таксопарки, что, однако, не решило до конца проблему нехватки автомобилей. Ещё одним значимым событием в жизни московских таксопарков стало пополнение подвижного состава автомобилем новой марки: в 1956-1958 годах туда начали поступать "Москвичи-402Т". Московский завод малолитражных автомобилей в этот период разрабатывал и специальные модификации "Москвича" - со встроенным в торпедо таксометром и дерматиновой оббивкой салона. Тем не менее, малолитражки с трудом приживались в роли такси и уступали "Победам" по всем параметрам. Вернуться к использованию "Москвичей" в качестве таксомоторов пытались и в середине 60-х, на сей раз в этом качестве пробовали себя "Моксвичи" моделей "407-Т", "403", "408Т". Однако, пришедшая на смену "Победе" "Волга" М-21 доказала свое полное превосходство. Весной 1957 года "Волги" стали массово поступать в московские таксопарки, а пятью годами позже со столичных улиц исчезли последние "Победы" с шашечками. Первые 2 модификации "Волги" были выполнены в стандартной "общегражданской" окраске, в которой поступали в таксопарки. Фирменная "таксомоторная" окраска появилась лишь у волг третей модификации (ГАЗ-21Т). Крыша и стойки этих автомобилей были выкрашены в красный цвет за что в народе машина получила прозвище "красная шапочка". Однако, далеко не всем было известно, что таким образом окрашивались лишь машины, прошедшие капитальный ремонт на Втором московском авторемонтном заводе (ВАРЗ). "Волги"-такси более нового поколения, ГАЗ-24-01, впервые поступили в таксомоторные парки летом 1970 года. Несмотря на преданность большинства водителей старой "21-й", новая модель сразу же доказала свое превосходство. Последний ГАЗ-21Т был убран с московских линий в июне 1975 года, накануне 50-летнего юбилея московского такси. Модель ГАЗ-24-01 достаточно отличалась от базовой модификации ГАЗ-24. Вместо стандартного мотора "24Д" мощностью 96 л.с. , на ГАЗ-24-01 был установлен двигатель мощностью 85 л.с., который работал на более дешевом топливе - бензине А-76. Данное изменение было сделано в угоду эксплуатационщикам - им требовался менее динамичный, но более экономичный автомобиль. Также в заводскую комплектацию данного автомобиля входил таксометр, монтированный на специальной подставке под приборной панелью (на приборной панели, как правило, находился радиоприемник). Таксометр на предшествующих марках машин (ГАЗ-М20 и ГАЗ-М21) монтировался вместо радиоприемника прямо на приборной панели. Символом советских таксомоторов считался так называемый "зеленый огонек". Такой "огонек" на ГАЗ-24-01 устанавливался у ветрового стекла в правом верхнем углу. Загорался он автоматически при выключении таксометра, выключался соответственно при посадке нового пассажира и включении счетчика. Первые такси на базе ГАЗ-24 окрашивались в разные цвета, однако в 1971 году Горьковский автозавод ввел для всех таксомоторов единую окраску - бледно-салатовый цвет. Только в конце 70-х, накануне Московской олимпиады, когда многое пришлось проводить к международным стандартам, ГАЗ-24-01 начали окрашивать в ярко-лимонный цвет. В конце 70-х, наряду с шашечками на борту, на крыше ГАЗ-24-01 "Волга" появился оранжевый плафон, светящийся в ночное время. К 1973 году в таксопарки стали поступать "Волги" с кузовом "универсал" что решило проблему транспортировки габаритных багажей. Однако, комфортом данные автомомбили не отличались, поэтому особой популярностью среди населения не пользовались. Также для больших городов использовалась модификация такси ГАЗ-24-07 "Волга", работающая на сжиженном газе. Модфикация данной модели произошла в 1984 году, что ознаменовалось выпуском ГАЗ-24-11 (седан), ГАЗ-24-14 (универсал) и ГАЗ-24-17 (газобалонная). Выпуск данных моделей продолжался вплоть до 1992 года.
ПрезентацияКонтактыКонтактыНАШІ КОНТАКТИ: м. Дніпро ISSN 20760507 Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович |
|