20 мая исполняется 50 лет со дня изготовления танка "Т-64"

21/05/2018 5:01pm

Автор: редакционная статья

Категории: Бронетехника

Мы посвящаем этот материал одному из самых известных танков отечественного производства.

Т-64 был принят на вооружение в самом конце 1966 года.
В течение 1967 года машина начала поступать в войска.
Этапным в развитии Т 64 стал 1968 год. Именно в 1968 году машина начала активно эксплуатироваться в войсках, были проведены учения с использованием Т 64, танк получил персональный индекс «Т 64А».
Прошло ровно 50 лет.
Итак, Вашему вниманию наши материалы, посвящённые танку Т 64.

 

 

Т-64А

Изображение
Т-64A с бортовыми экранами в боевом положении

Т-64А (1974 года выпуска)

Классификация

средний и основной танк

Боевая масса, т

38 — 38,5

Компоновочная схема

классическая с отд. упр. спереди и МТО сзади

Экипаж, чел.

3

История

Разработчик

ХКБМ

Производитель

Союз Советских Социалистических РеспубликЗавод № 75

Годы производства

1969[1]—1980

Годы эксплуатации

с 1967

Количество выпущенных, шт.

более 8000

Основные операторы

Украина, Россия, Узбекистан, Демократическая республика Конго

Размеры

Длина корпуса, мм

6540

Длина с пушкойвперёд, мм

9225

Ширина, мм

3415

Высота, мм

2172

База, мм

4242

Колея, мм

3270

Клиренс, мм

500

Бронирование

Тип брони

комбинированная многослойная

Лоб корпуса (верх), мм/град.

80+105 (СТБ) +20/68°

Лоб корпуса (низ), мм/град.

80 / 60°

Борт корпуса, мм/град.

80

Лоб башни, мм/град.

90+150 (алюм. сплав) +90

Вооружение

Калибр и марка пушки

125-мм 2А46-1

Тип пушки

гладкоствольная пушка

Длина ствола, калибров

51 (6350 мм)

Боекомплектпушки

37 выстрелов раздельного заряжания

Углы ВН, град.

14,5

Углы ГН, град.

360

Дальность стрельбы, км

9,4 с боковым уровнем (4 с ТПД2-49 и 0,8 с ТПН1-49)

Прицелы

ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5

Пулемёты

1 7,62-мм спаренный ПКТ и 1 12,7-мм зенитный НСВТ

Другое вооружение

в укладке 1 АКМС или АК-74С и 1 СПШ

Подвижность

Тип двигателя

5ТДФ

Мощность двигателя, л. с.

700

Скорость по шоссе, км/ч

45—50 (максимальная — 60,5)

Скорость по пересечённой местности, км/ч

25—45 по полевой дороге

Запас хода по шоссе, км

500—600 (700 с дополнительными бочками)

Запас хода по пересечённой местности, км

225—360 (310—450 с дополнительными бочками) по полевым дорогам

Удельная мощность, л. с./т

18

Тип подвески

независимая торсионная

Удельное давление на грунт, кг/см²

0,84

Преодолеваемый подъём, град.

30

Преодолеваемая стенка, м

0,8

Преодолеваемый ров, м

2,85

Преодолеваемый брод, м

1 (с 1976 года — 4)

 

Т-64А (Индекс ГБТУ — Объект 434) — советский средний и основной танк.
Создан в начале 1960-х в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению, серийно выпускался с 1969 года, параллельно со средними танками Т-55, Т-62 и Т-64. Первоначально имел обозначение «Танк Т-64 с гладкоствольной пушкой Д-81». Принят на вооружение Советской армии ВС Союза ССР Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР, от 20 мая 1968 года, этим же постановлением танку было присвоено обозначение Т-64А.
Т-64 имел гладкоствольную пушку калибра 115 мм 2A21 (Д-68) и спаренный 7,62-мм пулемёт ПКТ. На нём впервые в мире применили автоматическую систему заряжания орудия с выбором типа снарядов, что позволило сократить экипаж, убрав из него заряжающего. Экипаж танка состоял из трёх человек. На танке впервые был установлен оптический стереоскопический дальномер (с модификации Т-64Б, также впервые, — квантовый (лазерный) дальномер)[4]. Броня танка впервые в мире стала комбинированной, чтобы повысить защищённость от кумулятивных снарядов и новых видов снарядов с деформируемой головной частью и пластичным взрывчатым веществом. Ходовая часть снаружи получила защитные поворотные щиты с той же целью. С танка в связи с представляющейся нецелесообразностью был убран зенитный пулемёт (поскольку скорости фронтовой авиациисущественно выросли, и успешный обстрел летящего на большой скорости самолёта стал маловероятным).

Дальнейшая модификация танка Т-64А (с 1968 года) получила более толстую броню и пушку калибра 125 мм, что фактически изменило прежнюю классификацию танков на средние и тяжёлые. Новый танк сочетал в себе качества и тех и других, поэтому стал первым в мире основным боевым танком. Модернизированный вариант этого танка под обозначением Т-64Б (1976 год) стал первым в мире основным боевым танком с ракетно-пушечным вооружением. История создания

Объект 430. Прототип Т-64 

Принципиально новый танковый дизель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского.
Идея использовать на перспективном танке оппозитный горизонтальный двигатель возникла у А. А. Морозова задолго до начала работ над «Объектом 430», а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 год.

Описание конструкции

Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.
Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.
Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.
Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией. Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. В результате в отличие от большинства известных танков, где применена спаренная установка торсионов длиной в полную ширину корпуса, на укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.
Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26, после 1979 г. — 2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ)6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделении управлений и в боевом Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ.
Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность, которая достигла 10 выстрелов в минуту.
Был введён гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Ходовая часть была лишена нескольких механизмов, от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач[4]. Преодолеваемый брод — 1,8 метра при высоте танка 2,19. Установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемёт для борьбы с вертолётами управлялся командиром танка дистанционно.

Специальные машины на базе Т-64

ПТС-2 — плавающий транспортёр

  • БАТ-2 — путепрокладчик на базе тягача МТ-Т
  • МДК-3 — роторный траншейный экскаватор
  • МТ-Т — тяжёлый многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач
  • БМПВ-64 — тяжёлая БМП на базе шасси танка Т-64. Выпущена Харьковским БТРЗ.
  • УМР-64 — тяжёлый бронетранспортёр того же завода на базе Т-64
  • ГПМ-64 — гусеничная пожарная машина на основе Т-64
  • Т-55-64 — основной боевой танк, гибрид с шасси от Т-64 и башней от Т-55.

Помимо военного варианта, БРЭМ-64, был разработан «гражданский» вариант БРЭМ без установки вооружения и системы защиты от ОМП.

Оценка машины

В танк Т-64А ещё с момента создания «объекта 430» была заложена основная идея — меньшая масса и минимальный внутренний объём. Она и привела к бесперспективности этого танка, так как двигатель, ходовая часть и другие узлы и механизмы работали на пределе своих возможностей, не имея запаса прочности. Тяжело было и экипажу из-за кабинной укладки выстрелов.
— Карцев Л. Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»[
Ходовая часть «434» для перспективы и модернизации неприемлема, разрабатывать машину на этом шасси нельзя.
— Соич О. В., директор ХЗТМ[
На танке Т-72 есть резерв развития веса. На Т-64А этого нет, особенно по ходовой части…
— Потёмкин Э. К., директор ВНИИ-100
При такой конструкции механик-водитель был изолирован от командира и наводчика, а пороховые заряды артиллерийских выстрелов в сгорающих гильзах располагались вертикально по периметру боевого отделения. Это была в прямом смысле слова «пороховая бочка». Наряду с этим, такая конструкция отличалась излишней сложностью и была нетехнологична. Меня удивило, что Морозов согласился с таким решением. Был ещё один вопрос. Набутовский, в погоне за снижением веса, заменил дублирующий ручной механический подъёмный механизм пушки на гидравлический, подключив его к гидравлической системе стабилизатора пушки в вертикальной плоскости. Это оригинальное и красивое, с точки зрения экономии веса и внутренних объёмов боевого отделения, конструкторское решение не выдерживало никакой критики с точки зрения особых требований по надёжности к дублирующим приводам наведения. Весь смысл дублирующих приводов наведения пушки заключался в том, чтобы в условиях боя, когда в танке откажут и гидравлика, и электрика, но ещё сохранит некоторую боеспособность экипаж, наводчик смог, используя только свою мускульную силу и механические приводы наведения, вести огонь из пушки. В этом плане гидравлический ручной подъёмный механизм пушки противоречил здравому смыслу
— Костенко Ю. П. о конструкции Т-64, после командировки в КБ завода им. Малышева

Взгляд со стороны вероятного противника

В журнале Armor за март — апрель 1990 года капитан Джеймс Уорфорд в статье «Оценка советского танка Т-64» сделал такие выводы о значении принятия на вооружение Советской армии ВС СССР танков Т-64:
Мы до сих пор ощущаем то, как развёртывание Т-64 повлияло на НАТО. Как только стали известны возможности нового танка, западные армии запустили программы ускоренной разработки и развёртывания оружия противодействия Т-64. Эти усилия не просто продолжались несколько лет, но и усилились с появлением в 1984 году Т-64, оснащённых реактивной бронёй …
Если бы Т-64 вступил в бой неожиданно [для сил НАТО], — так, как вступили в бой Т-34/76  Второй мировой войны, — экипажам НАТО пришлось бы столкнуться с действительно новаторским, до того неизвестным оружием. Танкисты НАТО доблестно сражались бы на своих, худших, танках — с мрачным для них исходом … Развёртывание Т-34/76 было первым прецедентом, когда Советская Армия застала противника врасплох, выставив на поле боя новый, новаторский танк. Во второй раз это произошло с Т-64. Если бы Т-64 пошёл в бой против танков НАТО 1960-х и 1970-х годов, он бы наверняка захватил превосходство на поле боя. И хотя развёртывание Т-64 было направлено на тогдашних вероятных противников СССР [в мирное, а не военное время], его последствия были несоизмеримо бо́льшими и они ощущаются по сей день. Развёртывание FST-2 может стать третьим таким эпизодом, и Советы вновь ошеломят своих противников техническим превосходством. Мы обязаны изучить эту угрозу, предпринять ответные действия и разбить её до того, как она получит шанс на внезапный разгром её противников на будущих полях будущей войны … FST-2, как и Т-64, может стать танком, который сможет выиграть следующую войну.
Британский генерал Джон Хекетт, командующий Северной армейской группой НАТО в 1965—1968 годах, так описывал этот танк к своей книге «Третья Мировая война: нерасказанная история»:
… Производившийся в Харькове, на Украине, Т-64 был оснащен мощной 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания, и мог выпустить восемь снарядов в минуту на дистанцию до 2000 метров. Он имел экипаж в три человека, улучшенную броню, новый 780 л. с. двигатель, передовые приборы ночного видения и (подобно «Чифтену») лазерный дальномер. Однако, этот танк не пользовался большой популярностью у танкистов. Они находили его ненадёжным. С него часто слетали гусеницы. По сути, он создавался в спешке, как ответ на перспективный американский танк MBT-70, так и не принятый на вооружение.

Модификации

Т-64А с оригинальными несплошными экранами

 

 

Т-64АК со вторым штырем антенны второй радиостанции перед командирской башенкой

 

Т-64А(1969 год) — модернизированный Т-64. Была установлена 125-мм гладкоствольная пушка 2А26, в дальнейшем с 1974 года стала устанавливаться модифицированная пушка Д-81ТМ (2А46-1), новая башня с корундовым наполнителем, новая система управления огнём, включающая в себя стереоскопический прицел-дальномер ТПД‑2‑49, имеющий стабилизацию поля зрения в вертикальной плоскости, и ночной прицел ТПН‑1‑49‑23, изменена конструкция механизма заряжания, установлен зенитный пулемёт с дистанционным управлением, установлен теплозащитный кожух ствола пушки, установлена новая система противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного тралаКМТ-6, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации. С 1984 по ОКР «Отражение» на ВЛД наваривалась дополнительная стальная плита толщиной 30 мм. Внешние отличия — несплошные подпружиненные бортовые экраны, в боевом положении раздвинуты в стороны, удерживаются тросиками, обеспечивают защиту бортов в секторах ± 0 — 30° от кумулятивных снарядов и ракет и ходовой части от осколочно-фугасных снарядов и ракет, в походное положение прижимаются к бортам экипажем и фиксируются задвижками; с правой стороны на башне кожух трубы стереоскопического дальномера с окном на конце.
Т-64АК (1973 год) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки АКБ). Внешнее отличие — гнездо второй антенны радиостанции на башне.

Т-64Б без кожуха трубы стереоскопического дальномер с правой стороны башни

 

 

Т-64Б(1976 год) — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения 9М112 «Кобра», новая система управления огнём 1А33-1 с прицелом-дальномером-прибором слежения 1Г42 со встроенным лазерным(квантовым) дальномером с высокой точностью определения дальности до цели и системой определения поправки на боковое движение цели и с электронным баллистическим вычислителем с автоматическим вычислением поправок для стрельбы, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, труба ствола пушки получила быстроразъёмное соединение с казёнником, увеличен динамический ход опорных катков. С 1984 по ОКР «Отражение» на ВЛД наваривалась дополнительная стальная плита толщиной 30 мм. Внешние отличия — отсутствие кожуха трубы стереоскопического дальномера с правой стороны башни, сплошные бортовые экраны и датчик бокового ветра в задней части крыши башни.
Т-64БК (1976 год) — командирский танк Т-64Б. Внешнее отличие от Т-64Б — гнездо второй антенны радиостанции на башне.
Т-64Б1 (1976 год) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.). Внешних отличий от Т-64Б нет.
Т-64БМ (1983 год) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л. с.
Т-64БВ (1985 год) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой. Бронирование лба корпуса усилено.
Т-64БВ1 (1985 год) — вариант танка Т-64Б1 с навесной динамической защитой.

Применяемые боеприпасы основного вооружения

Применялось три типа снарядов: кумулятивный, осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный.
В середине 70-х годов на вооружение Т-64Б принимается комплекс управляемого вооружения «Кобра». Управляемый снаряд с кумулятивной боевой частью размещался в «карусели» автомата заряжания, при этом снаряд был разделён — в лотке снаряда укладывалась головная часть (боевая часть + двигательный отсек), в лотке заряда — отсек управления + вышибной заряд. Механическое соединение снаряда (включая коммутацию электрических цепей) происходило автоматически в казённике пушки при выполнении цикла заряжания. Запуск производился через ствол пушки, в качестве вышибного заряда использовался алюминиевый поддон штатного выстрела, снаряжённый минимальным зарядом. Двигательная установка снаряда запускалась на расстоянии примерно 70 м от среза ствола.
Бронепробиваемость кумулятивного снаряда на Т-64А составляла 450 мм.


Т-64А (1974 года выпуска)

Классификация

средний и основной танк

Боевая масса, т

38 — 38,5

Компоновочная схема

классическая с отд. упр. спереди и МТО сзади

Экипаж, чел.

3

История

Разработчик

ХКБМ

Производитель

Союз Советских Социалистических РеспубликЗавод № 75

Годы производства

1969[1]—1980

Годы эксплуатации

с 1967

Количество выпущенных, шт.

более 8000[сн 1][2]

Основные операторы

РоссияУкраинаУзбекистанДемократическая Республика КонгоДонецкая Народная РеспубликаЛуганская Народная Республика

Размеры

Длина корпуса, мм

6540

Длина с пушкойвперёд, мм

9225

Ширина, мм

3415

Высота, мм

2172

База, мм

4242

Колея, мм

3270

Клиренс, мм

500

Бронирование

Тип брони

комбинированная многослойная

Лоб корпуса (верх), мм/град.

80+105 (СТБ) +20/68°

Лоб корпуса (низ), мм/град.

80 / 60°

Борт корпуса, мм/град.

80

Лоб башни, мм/град.

90+150 (алюм. сплав) +90

Вооружение

Калибр и марка пушки

125-мм 2А46-1

Тип пушки

гладкоствольная пушка

Длина ствола, калибров

51 (6350 мм)

Боекомплектпушки

37 выстрелов раздельного заряжания

Углы ВН, град.

14,5

Углы ГН, град.

360

Дальность стрельбы, км

9,4 с боковым уровнем (4 с ТПД2-49 и 0,8 с ТПН1-49)

Прицелы

ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5

Пулемёты

1 7,62-мм спаренный ПКТ и 1 12,7-мм зенитный НСВТ

Другое вооружение

в укладке 1 АКМС или АК-74С и 1 СПШ

Подвижность

Тип двигателя

5ТДФ[показать]

Мощность двигателя, л. с.

700

Скорость по шоссе, км/ч

45—50 (максимальная — 60,5)

Скорость по пересечённой местности, км/ч

25—45 по полевой дороге

Запас хода по шоссе, км

500—600 (700 с дополнительными бочками)

Запас хода по пересечённой местности, км

225—360 (310—450 с дополнительными бочками) по полевым дорогам

Удельная мощность, л. с./т

18

Тип подвески

независимая торсионная

Удельное давление на грунт, кг/см²

0,84

Преодолеваемый подъём, град.

30

Преодолеваемая стенка, м

0,8

Преодолеваемый ров, м

2,85

Преодолеваемый брод, м

1 (с 1976 года — 4)

 

Редакционная статья по материалам wikipedia.org


Презентация

Контакты

 

 

Контакты

НАШІ КОНТАКТИ:

[email protected]

[email protected]

м. Дніпро

ISSN 20760507

Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович

Партнеры