танк, совесткие танки, Т-72, основной боевой танк, бронетехника, боевые и инженерные машины, модификации

Т-72 - советский танк последней четверти ХХ века.

29/11/2013 3:20pm

Автор: по материалам Eaglemoss

Категории: Бронетехника

Основной танк Т-72 - наиболее массовый и известный танк советский танк последней четверти ХХ века. Немало таких машин, изготовленных в СССР, поступило на вооружение армий других государств. В нескольких странах было организовано их лицензионное производство. Т-72 - рекордсмен по числу созданных на его базе боевых и инженерных машин.

Т-72 был единственным из советских танков третьего поколения, поставлявшимся на экспорт. Поставки начались уже спустя пять лет после принятия его на вооружение Советской армии. В 1976 году правительство СССР разрешило экспорт танка Т-72, причем как продажу машин, изготовленных на советских заводах, так и лицензий на её производство.


При изготовлении машин на экспорт ввели некоторые технологические и организационные ограничения. В частности, не допускалось использование узлов и деталей, изготовленных не из основного материала, а его заменителей, предусмотренных конструкторской документацией, деталей, изготовленных с незначительными отступлениями от чертежных размеров и принятых техническим контролем с оформлением карт технических отступлений. Кроме того, увеличили обьем приемо-сдаточных пробеговых испытаний каждого танка и ужесточили контроль со стороны военного представительства на заводе над соблюдением технологической дисциплины.

 

Версии и отличия

Выпуск первой экспортной модификации начался уже в 1975 году. От базового образца, поступавшего на вооружение Советской армии, боевые машины , поставлявшиеся в Польшу, Чехословакию и ГДР, почти ничем не отличались. Танки, предназначенные для поставок в Ливию, Алжир, Сирию, Ирак и Индию, имели иную конструкцию лобовой брони башни и комплектацию боеприпасов, а также упрощенную систему противоатомной защиты (ПАЗ).

В конце 1970-х годов в связи с возросшим спросом на внешнем рынке на новые танки был разработан экспортный вариант танка Т-72А, получивший название Т-72М. За рубежом по лицензии производили в основном именно эту модификацию. Т-72М отличался от Т-72А уровнем защищенности (монолитная броня башни вместо комбинированной) и устройством системы коллективной защиты.

 

В 1982 году провели модернизацию этой машины, в основном направленную на усиление броневой защиты. Танк получил обозначение Т-72 М1. Он отличался усиленной броневой защитой лобовой части башни и наличием дополнительного 16-мм бронелиста на верхней лобовой детали корпуса.

С 1987 года Уралвагонзавод приступил к выпуску экспортной версии танка Т-72Б - Т-72С. От своего базового образца он отличался некоторыми усовершенствованиями системы управления огнем, в частности наличием датчика ветра. Машина была оснащена комплектом динамической защиты, состоявшим из 155 элементов на корпусе и башне. Т-72С стал первым экспортным советским танком с комплексом управляемого вооружения 9К120 "Свирь". Танк Т-72С проходил многодневные испытания в Индии в 1993 году и в Алжире в 1997-м и заслужил высокую оценку.

 

Всего посталвенные на экспорт танки Т-72 выпускали в овсьми основных модификациях под следующими индексами:

- Т-72 (Экспортные модификации Э и Э-1), в основном соотвествовали отечественному танку Т-72

- Т-72М (экспортные модификации Э-2, Э-3 и Э-4), в основном соответствовали отечественному танку Т-72А (отличаются броневой защитой башни, комплектацией боезапаса и системой коллективной защиты);

- Т-72М1 (экспортные модификации Э-5 и Э-6), в основном соответствовали отечественному танку Т-72А более позднего выпуска (отличаются бронированием корпуса и башни);

- Т-72С, аналогичен отечественному танку Т-72Б (отличается уровнем броневой и коллективной защиты и номенклатурой боезапаса).


Сегодня на вооружении

Танк Т-72 состоит на вооружении в Российской армии (в эксплуатации около 2 тыс. боевых машин, в резерве около 7 тыс.). Это самый массовый в мире танк второго поколения. По состоянию на 1 января 2010 года танки Т-72 различных модификаций состоят на вооружении в Абхазии (около 40 на 2008 год), Азербайджане (220), Алжире (325), Анголе (35-50 на 2009 год), Армении (102), Белоруссии (1425), Болгарии (362, из них в эксплуатации около 160), Венгрии (238, из них в эксплуатации около 30), Венесуэле, Вьетнаме (свыше 120), Грузии (41), Демократической Республике Конго (100), Индии (1950 на 2009 год), Ираке (77 на 2009 год, чехословацкого производства, получены из Венгрии), Иране (480 Т-72М1 и Т-72С), Йемене (93 на 2009 год), Казахстане (980 на 2009 год, из них свыше 300 на хранении), Кении (110, 77 поставлено Украиной в 2007 году и не менее 33 в 2008 году), Киргизии (150 на 2009 год), Ливане, Ливии (200 на 2009 год, и 115 на хранении), Македонии (31 Т-72А), Марокко (100, из них 40 в эксплуатации на 2009 год), Казахстане (980 на 2009 год, из них свыше 300 на хранении), Македонии (31 Т-72А), Марокко (100, из них 40 в эксплуатации на 2009 год), Мьянме (14 Т-72С на 2009 год), Польше (586, из них в эксплуатации 232 РТ-91), Сербии (13 и около 210 М84),  Сирии (1600 на 2009 год), Словакии (245), Судане (60), Таджикистане (30 на 2009 год), Туркмении (670 на 2009 год), Уганде (10), Узбекистане (70 на 2009 год), Украине (не более 885 на 2010 год), Хорватии (3) и Чехии (175, из них 30 Т-72М4 CZ), Эфиопии и Южной Осетии (75 на 2008 год).

Т-72С стал единственной экспортной модификацией из этого семейства, поступившей, пусть и в весьма ограниченных количествах, на вооружение Российской армии. Более того, 9 мая 1995 года 20 таких танков одной из частей Уральского военного округа приняли участие в Параде Победы в Москве на Кутузовском проспекте.

 

Лицензионные варианты

Помимо экспортных поставок, в конце 1970-х годов Советский Союз приступил к передаче и продаже технической документации для производства танков Т-72 за рубежом.

С 1981 года выпуск танков Т-72, а затем Т-72М и Т-72М1 осуществлялся в Чехословакии, а с 1982-го - в Польше. К 1991 году в Национальную народную армию ГДР поступило 549 танков Т-72, в Венгрию - 138 и Болгарию - 334. Кроме того, около 1700 танков Т-72 чехословацкого и польского производства ушли на Ближний и Средний Восток. Техническую документацию получила также Румыния, но выпуск Т-72 в этой стране так и не был развернут. В начале 1980-х годов лицензию на производство танка приобрела Югославия, а чуть позже - Индия.

В ходе серийного производства в ряде стран танки Т-72 модернизировали, порой существенно. Так появились польская версия PT-91, чешская Т-72 CZ, словацкие Т-72-М1-А и Т-72М2 "Модерна", югославская М84. Упомянутые страны-производители стремятся выйти со своей продукцией на  внешний рынок, создавая тем самым серьезную конкуренцию России. Например, в 2003 году Польша заключила контракт с Малайзией на 48 танков PT-91. Поставки планировали начать с февраля 2004 года. Правда, с выполнением обязательств по контракту Польша опоздала на полтора года. С целью получения зарубежных контрактов на Т-72 активно совершенствует эту боевую машину и Украина. Там были созданы образцы Т-72АГ, Т-72МП и Т-72-120.


Т-72 CZ

Эта машина - чешская модернизация танка Т-72М1. Её разработал танкоремонтный завод Vojensky opravyrensky podnik 025. Так как в Чехии нет производства всех комплектующих танка, при модернизации широко применяются импортные, в том числе и жизненно-важные. Например, система управления огнем TURMS-T итальянской фирмы Galileo Avionica. В зависимости от типа силовой установки новые версии Т-72 для чешской армии получили обозначения Т-72М3 CZ и Т-72М4 CZ. Первый оснащен двигателем В-46ТК с двумя турбокомпрессорами и усовершенствованными "родными" коробками передач. На втором установлен силовой блок израильской фирмы NIMDA Company LTD включающий двигатель СV-12 1000 английской фирмы Perkins Engine Company Ltd. и автоматическую трансмиссию Allison XTG 416-6 с гидротрансформатором и гидрообьемной передачей. Повышенную защищенность танка обеспечивает динамическая защита DYNA-72, изготавливаемая заводом VOP 025, установка системы обнаружения и оповещения о лазерном облучении LARDIS и дымовые гранаты нового поколения DGO-1, которые отстреливаются из 12 гранатометов, расположенных по 6 с каждой стороны башни. Оба варианта модернизированного Т-72 оборудованы средствами внешней и внутренней связи, пассивным прибором ночного видения механика-водителя и навигационной системой.

Чешский танк Т-72М1 СZ

"Пиратские" копии Т-72 выпускают в Китае (Туре 98), Иране ("Зульфикар") и Пакистане ("Аль Халид"). Правда, по отношению к этим танкам правильнее было бы говорить о заимствовании компоновочных решений и ряда узлов и агрегатов танка Т-72, в частности 125-мм пушки и автомата заряжания.

Чешский танк Т-72М4 СZ


Moderna

Производство танков Т-72 в Чехословакии было сосредоточено на двух предприятиях ZTS в словацких городах Мартине и Дубнице. Завод в Дубнице производил машины, а завод в Мартине выпускал шасси и осуществлял окончательную сборку боевых машин. Производство Т-72 на этих предприятиях полностью завершилось в 1993 году выполнением сирийского заказа на 250 машин.

Более чем скромные потребности словацкой армии с лихвой перекрыли в результате раздела военной техники Чехословацкой народной армии: к 1995 году Словакия располагала 272 танками Т-72М1. В результате решили сосредоточиться на модернизации и разработке экспортных образцов совместно с иностранными фирмами. Первым плодом этого международного сотрудничества уже в конце 1994 года стала разработка программ модернизации VEGA и VEGA+. Они предусматривали в первую очередь установку на танк новой автоматизированной системы управлением оружия (СУО) производства бельгийской компании SABCA без каких-либо изменений башни либо оборудования танка. Модернизированные по программам VEGA и VEGA+ образцы танков Т-72М1 были изготовлены в 1996 году и получили обозначение Т-72М1-А. Кроме установки новой СУО на этих танках смонтировали динамическую защиту (ДЗ) DYNA. Чтобы сохранить подвижность машины на прежнем уровне (а масса танка из-за установки ДЗ увеличилась на 3,5 т) установили новый двигатель S-12U, польский форсированный вариант штатного дизеля В-46.

 

Словацкий танк Т-72М2 "Модерна"

По состоянию на декабрь 2002 года чешский парк танков Т-72 состоял из 541 машины. В будущем планируется сохранить в строю только 150 танков. Из них 30 в период с 2003 по 2006 год прошли переоборудование до уровня Т-72М4 CZ. Ими укомплектован один батальон в 3-й танковой бригаде. Модернизация остальных 120 машин не планируется.

В 1995 году Словакия представила новую модернизированную модель танков Т-72М1 по программе LYRA. Усовершенствованные в соответствии с ней машины получили обозначение Т-72М2 Moderna. Особенность этих танков - новая СУО SPR, которая обеспечивает равные возможности как для наводчика, так идля командира танка в использовании танковой пушки. Помимо элементов, взятых от танка Т-72М1, новая СУО включает в себя тепловизионный прицел наводчика TIGS, панорамный прицел командира танка MVS580 (точно такой же установлен на французском танке Leclerc), мультипроцессорный жлектронный блок управления башней, усовершенствованные датчики условий стрельбы. Первые образцы танков Т-72М2 Moderna, кроме 125-мм пушки, были оснащены двумя 20-мм автоматическими пушками Oerlicon-Contraves KAA-01, которые синхронно перемещались в вертикальной плоскости. На более поздней машине получившей обозначение Т-72М2 Moderna-2, эти две пушки заменили одной 30-мм автоматической - 2А42, которую поместили на турели с правой стороны башни. Для повышения защищенности танка установлена динамическая защита второго поколения DYNA-S и система предупреждения о лазерном облучении LIRD-4D. Данная модификация машины активно предлагается для поставок на экспорт, но пока заказов из-за рубежа не поступало.

 

Ajeya

Производство танков в Индии стартовало в 1987 году, а последние танки вышли из ворот завода в городе Авади в 1994-м. Все линейные танки Т-72 и Т-72М1, вне зависимости от производителя (СССР или Индия), получили обозначение Ajeya или  Ajeya МК-1. Часть из них прошла модернизацию с установкой ДЗ "Контакт-1". К настоящему времени разработана программа модернизации Ajeya МК-2 ( Combat Improved Ajeya). Намечено усовершенствование 1500 индийских Т-72М1 (по другим данным 250 танков пройдут полную модернизацию, остальные - частичную). Есть несколько предложений различных фирм, выбор ещё не сделан. Например Польша предлагате вариант Rhino ( или Operation Rhino), в рамках которого Т-72 получит польские СУО SKO-IT DRAWA-T и 1000-сильный дизель S-1000 (как на танке РТ-91А), а также ДЗ навигационную систему фирмы Tamam, системы связи GES Marconi или израильской фирмы Tadiran, систему предупреждения о лазерном облучении, новые системы противопожарного оборудования и защиты от оружия массового поражения. На шасси Ajeya изготовлено два прототипа танка EX. На этой машине установлена башня танка Arjun. Масса новой машины достигла 48 т, она лишилась автомата заряжания, но приобрела тепловизор. В первый раз танк EX продемонстрировали в 2002 году. Перспективы его не ясны.

Индийский основной боевой танк Ajeya


М84

Такое обозначение получил ещё один вариант модернизированного советского танка Т-72, лицензия на производство которого была приобретена у СССР. Первый опытный образец изготовили в 1982 году. Серийное производство осуществлялось с 1983 года на заводе имени Джуро Джаковича (г. Славонски-Брод). По разным данным изготовлено от 500 до 700 единиц.

До распада Югославии создали две модификации этого танка. В варианте М84 корпус, башня, ходовая часть, двигатель, трансмиссия и вооружение принципиальным изменениям не подверглись и в целом соответствуют Т-72. На машине установлено СУО SUV M84 югославского производства, новый прицел со встроенным лазерным дальномером, комбинированные электронно-оптические приборы наблюдения командира танка и механика водителя DNKS-2 и PPV-2, система ядерной, химической и биологической защиты DRHT и радиостанция. У танка М84А двигатель В-46 форсирован до 1000 л.с. за счет установки двух турбокомпрессоров. Машина оснащена СУО FCS-84 или FCS Omega-84 с новым прицелом наводчика SCS-84.  В СУО Omega-84 дополнительно введен детектор обнаружения лазерного излучения и новый баллистический вычислитель DBR-84. Боевая масса танка - 44 т. В середине 1989 года Кувейт заказал 170 танков М84АВ, 15 БРЭМ и 15 командирских машин, однако поставки прервала агрессия Ирака. Около 80 машин переправили в Саудовскую Аравию, где ими вооружились несколько частей кувейтской армии. В феврале 1991 года эти танки принимали участие в операции "Буря в пустыне". М84 широко использовали части Югославской народной армии (ЮНА) в ходе гражданской войны в Югославии  1991-1993 годов в основном на словенском, хорватском и боснийском театрах военных действий. После распада Югославии произовдство танков М84 прекратилось, так как сборочное производство оказалось на территории Хорватии, а большинство производителей комплектующих (до 75%) -  в Сербии.

Югославская версия танка Т-72М1 - танк М84.

Проведенная югославскими специалистами модернизация танка Т-72 значительно улчшила его тактико-технические характеристики, что подтвердилось в ходе испытания М84 в СССР в 1987-1988 годах. Помимо линейных танков в Югославии выпускали командирские машины и бронированные ремонтно-эвакуационные (БРЭМ).

В 2003 году в Хорватии было модернизировано 20 танков до уровня М84А4. На них установили дневной/ночной прицел SCS-84, баллистический вычислитель DBR-84, и новые датчики. Кроме того, танки оснащены немецким дизелем мозностью 1100 л. с. и современными британскими средствами связи. Хорваты пытаются разработать ещё более совершенный вариант. Речь идет о танке М84D Degman, образец которого продемонстрировали на международной выставке IDEF-2003 в Анкаре. Он оснащен усовершенствованными узлами и агрегатами М84А и современной электроникой иностранного производства. Главная особенность танка Degman - улучшенная бронезащита корпуса и башни и динамическая защита оригинальной разработки. К настоящему времени до этого уровня модернизированы три танка М84 хорватской армии.

 

Хорватский основной боевой танк Degman

В Сербии в 2004 году продемонстрировали свой вариант модернизации М84AS. Этот танк получил новую СУО, комбинированную бронезащиту, встроенную динамическую защиту "Контакт-5", комплекс управляемого вооружения (КУВ) "Рефлекс". На нем установлен ночной прицел "Агава-2" и система оптико-электронного подавления (ОЭП) "Штора". В результате преобразований с помощью российских комплектующих танк приблизился к уровню Т-90С.


Т-72-SIM-1

Последние факты боевого применения танков Т-72 относятся к периоду Пятидневной войны между Грузией и Южной Осетией, в ходе которой российские войска проводили операцию по принуждению Грузии к миру. Грузия распологала примерно 120 исправными танками Т-72Б, Т-72Б1 и Т-72М1 как советского так и чехословацкого производства. Поставщиком первых выступала Украина, вторых - Чехия. Все они были оснащены разными вариациями динамической защиты первого поколения. Часть машин модернизирована израильской компанией Elbit Systems до версии Т-72-SIM-1. Эти танки оснастили приемником системы спутниковой навигации GPS, системой опознавания "свой-чужой", тепловизионной камерой и системой связи Falcon фирмы Harris. Они имели определнные преимущества перед танками Т-72Б 58-й армии, особенно в условиях ночного боя. Однако сколько-нибудь масштабных боев в ходе этой войны не возникло. Больше всего грузинские танки пострадали от огня противотанковых гранатометов на улицах Цхинвали, а в большинстве своем были просто брошены экипажами. Согласно донесениям командования сухопутных войск РФ, в результате боевых действий с 8 по 12-го августа уничтожили 21 грузинский танк. Ещё 44 исправных захватили в качестве трофеев.

Грузинский Т-72-SIM-1


Боевые и инженерные машины на базе танка Т-72

Удачная ходовая часть и высокая надежность силовой установки позволили создать на базе танка Т-72 целое семейство машин самого различного назначения.

Одной из первых была ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, первая в нашей стране машина такого класса, а к числу последних разработок относится тяжелая огнеметная система ТОС-1 "Буратино".


БРЭМ-1

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1 ("объект-608"), подвижное средство технического обеспечения танковых подразделений, разработана в Омске на базе шасси основного танка Т-72А и принята на вооружение приказом министра обороны СССР от 13 июня 1975 года. Она предназначена для эвакуации аварийных танков из зоны дейсвтия огня противника на сборные пункты поврежденных машин или в укрытие, эвакуации застрявшей техники и помощи экипажам при ремонте и техническом обслуживании танков в полевых условиях. Машина оборудована тяговой лебедкой и блоками полиспатов (тяговое усилие - 25 т, длина тросса - 200 м), вспомогательной лебедкой, полужестким буксирным приспособлением с внутренней амортизацией, сошником-бульдозером для закрепления машины на местности при работе с тяговой лебедкой и производства земляных работ, стреловидным полноповоротным краном (грузоподъемность - 12 т), грузовой платформой для размещения контейнеров с инструментами, приспособлениями и запасными частями массой до 1,5 т и сварочной аппаратурой.

 

Бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1

В 1990-е годы разработана модернизированная БРЭМ-1М, назначение, состав оборудования и технические характеристики которой такие же, как и у БРЭМ-1, за исключением повышенной до 20 т грузоподъемности крана и увеличенной на 1 м длины стрелы, что позволяет демонтировать башню в сборе с пушкой и системами с любого из танков Российской армии. Кроме того, полужесткое буксирное приспособление заменено механизированными передними и задними устройствами, позволяющими производить сцепку машины с буксируемым объектом без выходы экипажа.

В состав экипажа входят командир машины, механик-водитель и сцепщик-такелажник. Люк командира машины размещается правее, а сцепщика такелажника - слева, сзади люка механика-водителя. В качестве сооружения установлен 12,7-мм пулемет HCBT-12,7. Масса машины с грузом 1,5 т на грузовой платформе составляет 41т. БРЭМ-1 приспособлена для подводного вождения и имеет трубу-лаз.


МТУ-72

Танковый мостоукладчик МТУ-72 (объект 623") предназначен для транспортировки и установки колейного моста грузоподъемностью 50 т на препятствие шириной до 18 м (каналы, реки, овраги и др.) с целью пропуска по нему гусеничной и колесной техники. При наличии второго моста танковый мостоукладчик МТУ-72 может устанавливать мостовой проход до 30 метров.

Танковый мотоукладчик МТУ-72

Базовая машина - танк Т-72А без башни и танкового вооружения. Общая масса - 40 т, масса мостовой конструкции - 6,4 т. Время наводки (снятия) моста - 3 минуты днем и 6 минут ночью. Экипаж - два человека. Мост однопролетный, колейный, сварной конструкции из алюминиевого сплава. Возможна укладка второй мостовой конструкции в качестве продолжения первой, при этом оба пролета скрепляются между собой (конец первого пролета кладется на дно препятствия или на промежуточную опору из подручных средств).


ИМР-2

Инженерная машина разграждения ИМР-2 ("объект 637") создана на базе шасси танка Т-72А и принята на вооружение в 1980 году. Она предназначена для обеспечения продвижения войск через зоны разрушений в районах, подвергшимся ядерным ударам, а также через минные поля и минно-взрывные заграждения.Рабочее оборудования состоит из бульдозера, стрелового оборудования, встроенного коллейного ножевого минного трала с устройством траления мин со штыревыми взрывателями и электромагнитной приставкой ЭМТ и установки разминирования. Стреловое оборудование включает поворотную платформу, башню оператора, телескопическую стрелу и захват-манипулятор. Установка разминирования смонтирована в коромовой части машины и включает левую и правую направляющие с зарядами разминирования. Для определния расстояния до минного поля используется дальномер. Отвал универсального бульдозера мог занимать одно из трех положений: бульдозерное, двухотвальное (путепрокладочное) и грейдерное. В башне оператора установлен пулемет ПКТ. Машина оснащена системами противоатомной и противопожарной защиты и термо-дымовой аппратурой (ТДА).

Инженерная машина разграждения ИМР-2

С 1987 года отменены комплект пусковых установок удлиненного заряда разминирования, дальномер и пулемет ПКТ. Стреловое оборудование дополнено скребком-рыхлителем. Масса машины снижена с 45,7 до 44,5 т. С 1990 года вместо клещевого захвата-манипулятора в состав специального оборудования введен специальный рабочий орган, который позволяет брать и удерживать предметы, сопоставимые по размерам со спичечным коробком (например, радиокативные осколки). Он обладает возможностями манипулятора, способен работать как грейфер, обратная и прямая лопата, скребок и рыхлитель. Машине с указанными изменениями присвоена марка ИМР-2М2.

Инженерная машина разграждения ИМР-3


БМР-3

Боевая машина разминирования БМР-3 "КОРТ-Б" была разработана на базе танка Т-72А, по аналогии с боевой машиной БМР-2 на базе Т-55, которая показала высокую эффективность при разминировании в условиях боевых дейсвтий в Афганистане. БМР-3 выпускал 103-й бронетанковый ремонтный завод.

БМР-3 "КОРТ-Б" - специальная гусеничная машина с доработанным танковым корпусом и бронированной надстройкой для размещения расчета. Предназначена для разведки и преодоления противопехотных, противотанковых (состоящих из противогусеничных и противоднищевых машин) минных полей, а также для транспортировки личного состава саперных подразделений. Машина оснащена встроенной системой управления тралящим оборудованием. Экипаж - два человека и три сапера-десантника, а также все системы машины защищены от подрыва мин усиленным бронированием. Машина вооружена закрытой зенитно-пулеметной установкой HCBT-12,7. Моторно-трансмиссионная установка, ходовая часть, электрооборудование, средства связи, система маскировки заимствована у танка Т-72А.

 

Боевая машина разминирования БМР-3 с коллейным минным тралом КМТ-7

РСЗО ТОС-1 предназначена для вывода из строя легкобронированной и автомомбильной техники, поджога и разрушения сооружений и зданий, уничтожения живой силы противника, расположенной на открытой местности и в фортификационных сооружениях, осколками, ударной волной, создаваемыми на площади цели при массированном применении неуправляемых реактивных снарядов в термобарическом и дымозажигательном снаряжении.

Машина имеет катково-ножевой трал КМТ-7, платформу для размещения груза до 5 т, кран-стрелу с ручной лебедкой грузоподъемностью до 2,5 т, устройство для самоокапывания, передатчик помех для нейтрализации мин с радиовзрывателями и ночные пассивные очки. БМР-3 оснащена системой жизнеобеспечения. Необходимый запас воды, продовольствия, устройства для разогрева пищи, термо-электрические и микроклиматические установки, индивидуальные санитарные приспособления позволят экипажу находиться в закрытой машине двое суток.


ТОС-1 "Буратино"

Реактивная огнеметная система залпового огня ТОС-1 ("объект 634") разработана в конце 1970 годов на базе шасси танка Т-72А конструкторским бюро в Омске. Пусковая установка спроектирована на Мотовилихинском заводе в городе Перми. В 1980 году машина успешно прошла государственные испытания и была рекомендована для принятия на вооружение, чего не сделали. После войсковых испытаний двух образцов в Афганистане с декабря 1988 года по февраль 1989 года "Буратино" вновь рекомендовали к принятию на вооружение Советской армии.

В состав системы ТОС-1 входят: боевая машина, неуправляемые реактивные снаряды (НУРС) и траспортно-заряжающая машина (NPV)/ Боевая машина представляет собой 220-мм 30-ствольную пусковую установку, смонтированную на шасси танка Т-72. Она состоит из шасси, поворотной платформы с качающейся частью, пусковой установки, силовых следящих приводов и системы управления огнем. Экипаж машины - 3 человека. Суо состоит из прицела, лазерного "квантового" дальномера, баллистического вычислителя и датчика крена. НУРС состоит из головной части с наполнителем и взрывателем и ракетной части на твердом топливе. Масса огнесмеси на одном снаряде - 45-40 кг. Диапазон дальности стрельбы составляет - 600-3500 м. Время схода реактивных снарядов при стрельбе полным залпом не превышает 15 с.

 

ТЗМ предназначена для транспортировки НУРС, заряжания и разряжания пусковой установки. ТЗМ выполнена на шасси грузового автомомбиля повышенной проходимости и имеет погрузочно-разгрузочное устройство. Последние образцы - на шасси танка Т-72.


БМПТ

Боевая машина поддержки танков ("объект 199", неофициальное название "Терминатор") предназначена для дейсвтия в составе танковых формирований с целью поражения танкоопасных средств противника. Её проектировали в ФГУП "Уральское КБ транспортного машиностроения" в Нижнем Тагиле с 1998 по 2006 год.

БМПТ создана на базе шасси танка Т-72Б, на котором установлен боевой модуль, представляющий собой вынесенный комплекс вооружения на полноповоротном бронированном основании. В его составе - две 30-мм пушки 2А42, спаренный 7,62-мм пулемет ПКТМ, а также четыре пусковых установки для сверхзвуковых ПТУР 9К120 "Атака-Т" с термобарической или кумулятивной боевыми частями. Кроме того, БМПТ вооружена двумя курсовыми 30-мм автоматическими гранатометами АГ-17Д, установленными в коробах на надгусеничных полках. Машина имеет бронирование на уровне основного боевого танка и комплекс динамической защиты 3-го поколения "Реликт". Двигатель В-92С2 мощностью 1000 л.с. разгоняет 47-тонную боевую машину до скорости 65 км/ч. Запас хода составляет 550 км. Экипаж в составе 5 человек оснащен совершенными системами обнаружения и ведения огня с оптическим, тепловизионным и лазерным каналами управления. огонь по живой силе и укреплениям противника можно вести при движении машины.

Несмотря на официальные заявления, что до 2010 года одна рота сухопустных войск будет полностью оснащена новыми машинами, в 2009 году принятие БМПТ на вооружение ВС РФ не состоялось, серийное производство не начато. В начале 2010 года официально обьявили об отказе от закупок новых БМПТ и конверсии устаревших танков по этому проекту.

 

Основной боевой танк РТ-91М


Презентация

Контакты

 

 

Контакты

[email protected]

[email protected]

 г. Днепр

тел. +38 (056) 794-36-74

факс. +38 (056) 794-36-75

моб. +38 (050) 320 69 72

ISSN 20760507

Руководитель проекта - Гринев Владимир Анатольевич

Партнеры