СУ-30 - Первый двухместный истребитель в СССР

10/12/2013 4:41pm

Автор: По материалам DeAgostini

Категории: Военная авиация

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

 

Практически все советские истре­бители строились в двух основных модификациях - боевой одно­местной и учебно-тренировочной двух­местной. До появления Су-27УБ двух­местные спарки никогда не являлись полноценными истребителями. Про­ектирование двухместной модифика­ции Су-27 началось в конце 1970-х го­дов. Изначально создавался полноценный боевой самолет. Как обычно, работы по спарке существенно отставали от тем­пов разработки одноместного истребите­ля, имевшего наивысший приоритет. Все советские реактивные спарки поступали в строевые полки с запаздыванием на не­сколько лет. Конструкторы Су-27УБ со­хранили все целевое оборудование «бое­вой» одноместной машины, включая РЛС, даже емкость топливных баков осталась как на Су-27, хотя всегда установка каби­ны для второго члена экипажа компенси­ровалась сокращением емкости фюзеляж­ных баков и увеличением длины. Су-27УБ «рос» не в длину, а в высоту - задняя ка­бина установлена с большим превыше­нием относительно передней, поэтому уменьшать размеры переднего топливного бака и увеличивать длину фюзеля­жа не пришлось. А вот площадь килей для сохранения на прежнем уровне путевой устойчивости увеличили.

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Су-27 (б/н 14) и СУ-30 (б/н 66) Липецкого авиацентра. Внешне первые СУ-30 отличались от СУ-27УБ только наличием по левому борту убираемого топливоприемника системы дозаправки в воздухе.

Эскизное проектирование спарки за­вершили в 1980 году. Первый Су-27УБ, предназначенный для статических испы­таний, собрали в 1984 году. Второй са­молет, Т10У-1, собирался как первый лет­ный прототип. Первый полет на Т10У-1 летчик-испытатель Н.Ф. Садовников выполнил 7 марта 1985 года. В испыта­ниях приняли участие три Су-27УБ, все постройки КНААПО. Серийное произ­водство Су-27УБ развернули на заводе в Иркутске.
В войсках ПВО зенитно-ракетные ком­плексы традиционно дополнялись пе­рехватчиками с большой продолжи­тельностью полета. Фактически, лишь перехватчики были способны прикрыть СССР от воздушного агрессора со сторо­ны Арктики - наиболее вероятного на­правления удара стратегической авиации США. В середине 1980-х годов от ПВО по­ступил заказ на разработку истребителя- перехватчика на базе спарки. Изменения в конструкцию внесли минимальные - установили систему дозаправки в возду­хе и несколько изменили состав БРЭО. Изначально двухместный перехватчик обозначался Су-27ПУ (одноместный - Су-27П), но позже получил обозначение Су-30. В 1991 году серийное производ­ство Су-30 развернули на заводе в Иркут­ске, однако вся серия ограничилась десят­ком перехватчиков.

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Су-27УБ (б/н 389) в 1989 году демонстрировался на авиасалоне в Париже. В 1993 году эта же машина, но уже с б/н 321, была представлена в Ле-Бурже как Су-30МК. Фотография сделана на Ходынском поле во время проведения выставки "Мосаэрошоу-92"


В 1990-е годы отечественный авиапром выживал исключительно за счет экспортных заказов. Наибольшим спро­сом на мировом рынке военной техни­ки пользуются многофункциональные машины, способные работать как по воз­духу, так и по земле. В 1993 году в Пари­же под обозначением Су-ЗОМК предста­вили Су-27УБ с широким ассортиментом авиационных средств поражения клас­са «воздух - поверхность». Обозначение Су-30 ассоциируется, прежде всего, с экс­портными модификациями двухместных модификаций Су-27. Фактически суще­ствуют две линии развития Су-30: опти­мизированный для ведения воздушного боя Су-ЗОМКИ с ПГО и двигателями с от­клоняемым вектором тяги и Су-ЗОМКК, скорее бомбардировщик-истребитель, нежели истребитель-бомбардировщик. Су-ЗОМКИ разрабатывался согласно требованиям ВВС Индии, а Су-ЗОМКК спро­ектирован по заказу вооруженных сил Китая.

 

КОНСТРУКЦИЯ

 

Самолет Су-30 спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с двухкилевым хвостовым оперением. По конструкции и компоновке самолет в целом аналогичен одноместному истребителю Су-27 и двухместному учебно-боевому самолету Су-27УБ. Особенностью самолета является интегральная компоновка с плавным переходом фюзеляжа (корпуса) в крыло — подъемная сила создается не только крылом, но и корпусом.

Фюзеляж: состоит из трех частей: головной, средней и хвостовой.
В головной части размещены РЛС, отсеки БРЭО, ниша носовой опоры шасси, каби­на экипажа. В кабине установлены ката­пультные кресла К-ЗбДМ, заднее кресло значительно приподнято над передним. Кабина закрыта общим каплеобразным фонарем, подвижной сегмент которо­го с помощью гидроцилиндра поднима­ется вверх-назад. В средней части фюзе­ляжа находятся топливные баки-отсеки и центроплан - основной силовой эле­мент конструкции планера. Хвостовая часть включает две разнесенные от про­дольной оси планера гондолы двигателей и центральную балку с топливным баком, отсеком оборудования и отсеком тормоз­ных парашютов; к внешним поверхно­стям гондол двигателей прилегают боко­вые балки.

Крыло: трехлонжеронной, кессон­ной конструкции; угол стреловидности по передней кромке составляет 42°, угол отрицательного поперечного V 2,5°. Ме­ханизация крыла состоит из флаперонов, выполняющих функции закрылков и эле­ронов, и адаптивных отклоняемых двух­секционных носков крыла.

Хвостовое оперение: включает дифференциально отклоняе­мый стабилизатор и два киля с рулями на­правления. Кили смонтированы на боко­вых балках хвостовой части фюзеляжа, к боковым балкам также крепятся консоли стабилизатора.

Силовая установка: состоит из двух ТРДДФ АЛ-31Ф тягой на максимале по 7770 кгс, тяга на форса­же - 12 500 кгс. Емкость пяти (три в фю­зеляже и два в крыле) внутренних топлив­ных баков - 12 ООО л. Перехватчик Су-30 оснащен системой дозаправки в воздухе, убираемый топливоприемник смонтиро­ван по левому борту перед козырьком фо­наря кабины.

Шасси: трехопорное, убираемое, с носовой опорой. Носовая опора двухко­лесная, основные - одноколесные. Шас­си Су-30, в сравнении с Су-27 и Су-27УБ, имеют усиленную конструкцию в расчете на большие взлетную и посадочную массы.

Система управления: на самолете установлена электродисганци- онная система управления с четырехкратным резервированием в канале тангажа и трех­кратным резервированием в каналах крена и курса; система управления обеспечивает нормальное пилотирование при статической неустойчивости в продольном канале до 5% и адаптивное отклонение носков крыла в за­висимости от режима полета.

Приборное оборудование: выполнено на основе аналоговых приборов с учетом тре­бований эргономики. Приборное оборудо­вание Су-27 последних модификаций вы­полнено по принципу «стеклянной кабины» с использованием цветных дисплеев. В зад­ней кабине (кабина летчика-оператора) уста­новлен телевизионный индикатор тактической обстановки, которого нет на Су-27УБ. Органы управления традиционные: РУС и РУДы.

Целевое оборудование: В состав системы управления вооружением входит импульсно-доплеровский прицельный комплекс РЛПК-27 на основе РЛС Н-007 с дальностью обнаружения в передней по­лусфере цели (типа истребитель) - 80- 100 км; РЛС способна сопровождать одно­временно до 10 целей, в том числе на фоне земной поверхности, и обеспечивать по­ражение одной из них. РЛПК-27 дополнен оптико-электронной прицельной системой ОЭПС-27, включающей теплопеленгатор и лазерный дальномер; датчики ОЭПС-27 размещены под прозрачным сферическим обтекателем, установленным перед козырь­ком фонаря кабины со смещением впра­во относительно продольной оси самолета. На Су-30 установлена аппаратура обмена информацией с наземными КП и самолета­ми, позволяющая не только выполнять пе­рехват по наведению извне, но также ис­пользовать перехватчик как воздушный командный пункт.
Пилотажно-навигационный комплекс ПНК-10 обеспечивает пилотирование са­молета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, основными элементами комплекса являются инерционная курсовер- тикаль и радиосистема ближней навигации.
Су-30 оснащен всеми необходимыми общесамолетными системами и аппарату­рой радиоэлектронной борьбы.

Вооружение: по вооружениюперехватчик Су-30 в исходной конфигура­ции для ВВС РФ не отличается от истребите­ля Су-27 - 30-мм пушка ГШ-301 с боеком­плектом 150 снарядов в правом наплыве крыла и УР «воздух - воздух» Р-27 и Р-73 на десяти узлах подвески, возможно ис­пользование обычных бомб и блоков НАР. Общая масса боевой нагрузки 4000 кг.

Экспортные варианты Су-30 конструктив­но отличаются от перехватчика, имеют иной состав целевого оборудования, а ассорти­мент вооружения расширен, прежде все­го, за счет управляемого оружия класса "воздух-поверхность".

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Су-27УБ Липецкого авиацентра. Задняя кабина спарки расположена со значительным превышением над передней.


СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Передняя кабина многоцелевого Су-30КН практически идентична кабине истребителя Су-27.


СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

В правом наплыве крыла установлена 30-мм пушка. Обшивка в районе ствола орудия выполнена из жаропрочной стали. На снимке: Су-30М2 ВВС России. 2012 год.


Су-30М2 способен нести разнообразное вооружение класса "воздух-поверхность", включая УР, КАБ и обычные бомбы разного калибра.


СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Носовая часть фюзеляжа Су-30М2. Самолет сохранил внешние отличия первых Су-30: смещенный вправо от продольной оси оптический блок и убираемый топливоприемник системы дозаправки в воздухе по левому борту.


СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Су-27УБ 611-го ИАП на стоянке, авиабаза Дорохово, 2007 год.


СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Пролет Су-47 "Беркут", Су-30МКИ и Су-30МКК, МАКС-2003. Су-30МКИ в отличие от Су-30МКК оснащен ПГО.


СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Су-27УБ Липецкого авиацентра. Фонарь кабины летчиков после полета до конца ещё не открыт.


СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Носовая опора шасси Су-30М2.

 

Характеристики СУ-30

Экипаж                                                                                             2 человека


Силовая установка

2 х ТРДДФ АЛ-31Ф

Размеры, м:

 

размах крыла

14,70

длина с ПВД

21,94

высота

6,36

Площадь крыла, м2

62

Масса, кг:

 

пустого

17 700

нормальная взлетная

24 ООО

максимальная взлетная

33 ООО

Скорость максимальная на большой высоте, км/ч:

 

на большой высоте

2125

у земли

1400

Потолок практический,м

17 500

Дальность полета без дозаправки, км

3000

Максимальная эксплуатационная перегрузка

 

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР


СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР


МОДИФИКАЦИИ

 

СУ-27УБ

Прототипы Су-27УБ

Первый Т10У, предназначенный для статических испытаний, собран в Мо­скве на ММЗ «Кулон». Летные прототи­пы Т10У-1, Т1ОУ-2 иТЮУ-З собирались в Комсомольске-на-Амуре. Первый полет на Т10У-1 выполнил 7 марта 1985 года летчик-испытатель Н.Ф. Садовников.
От одноместного Су-27 спарка отличает­ся двухместной кабиной экипажа, более развитым гаргротом с тормозным щитком увеличенной площади, высота килей уве­личена на 420 мм за счет вставки ниже рулей направления. В передней кабине установлена рама со шторкой для трени­ровок в полетах по приборам.

Серийные Су-27УБ

Серийное производство Су-27УБ было налажено в Иркутске на авиационном за­воде им. 60-летия СССР (ныне ИАПО). Первый полет самолет иркутской сбор­ки (Т10У-4) выполнил 10 сентября 1986 года (экипаж: летчики-испытатели ГЕ. Буланов и H.H. Иванов). В ходе серий­ного производства самолет совершенство­вался, в частности, была изменена фор­ма центральной балки-«ласты», в которой разместили большее количество устройств для отстрела ложных целей.

Су-27УБК
Экспортный вариант Су-27УБ, отличается составом БРЭО. Пять новых Су-27УБК по­ставлены Вьетнаму и 12 машин - Китаю. Под обозначением Су-27УБК на экспорт также поставлялись Су-27УБ, ранее состо­явшие на вооружении стран СНГ

Су-27УБМ
В 2001 году в Жуковском состоялся по­каз новых самолетов ОКБ им. П.О. Су­хого. В числе прочих был представлен Су-27УБМ - модернизированный вари­ант Су-27УБ. Предполагалось модерни­зировать в «УБМ», главным образом с це­лью продления ресурса и обеспечения возможности применения высокоточно­го оружия класса «воздух - поверхность», большую часть Су-27УБ ВВС РФ - модер­низация, вероятно, ограничилась тремя самолетами.
СУ-ЗО

Прототипы Су-ЗО (Су-27ПУ)
Разработка перехватчика Су-27ПУ (на ос­нове Су-27УБ) с продолжительностью по­лета порядка 10 ч началась в ОКБ в се­редине 1980-х годов. Для отработки системы дозаправки топливом в полете
в 1987 году был доработан второй летный прототип спарки — Т10У-2. В 1988 году систему дозаправки смонтировали на вто­рой серийной спарке - Т10У5, которая и стала первым прототипом перехватчи­ка Т10ПУ-5. В 1989 году начались испы­тания Т1 ОПУ-б (доработанный Т10-6). Модернизация Су-27УБ в Су-27ПУ вы­полнялась в Иркутске. Внешне Су-27ПУ отличается отСу-27УБ наличием убира­емого топливоприемника и смещенным к правому борту обтекателя датчиков си­стемы ОЭПС-27, изменен состав БРЭО, в кабине летчика-оператора установ­лен ТВ-индикатор тактической обстанов­ки. В 1987-1988 годах экипаж в составе Н.Ф. Садовникова и И.В. Вотинцева вы­полнил на Т10У-2 по одному беспосадоч­ному перелету Москва - Комсомольск- на-Амуре - Москва, продолжительность второго перелета составила 15 ч 42 мин.

Серийный Су-ЗО

Серийное производство перехватчиков Су-ЗО развернули в Иркутске. Серийные самолеты отличались от прототипов уси­ленными центропланом и шасси. Первый серийный Су-30 поднял в воздух экипаж в составе летчиков-испытателей ГВ. Бу­ланова и В.Б. Максименкова 14 апре­ля 1992 года. Построено порядка десяти Су-ЗО. Два доработанных самолета (пер­вые серийные машины) использовались пилотажной группой ЛИИ им. М.М. Гро­мова «Летчики-испытатели», самолеты окрасили в цвета флага России.

 

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Су-30КН в серо-белой "омоновской" окраске.


СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Проход парой Су-30МКИ и МиГ-290ВТ на авиасалоне МАКС-2009


СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Многоцелевой истребитель Су-30МК, авиасалон МАКС-2011


СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Посадку парой выполняют Су-47 "Беркут" и Су-30МКИ, авиасалон МАКС-2003.

 

Многоцелевые модификации Су-ЗО


Руководство страны с 1985 года придер­живалось исключительно оборонительной направленности в области разработки во­оружения. Как позитивный фактор всяче­ски подчеркивалась способность новей­ших истребителей МиГ-29 и Су-27 нести управляемое оружие только класса «воз­дух - воздух». Но развитие Су-27/МиГ-29 продолжилось благодаря «свободному рынку». Заказ на новые самолеты от оте­чественных ВВС уменьшился до нуля, а за­казчики из третьих стран хотели получить многоцелевой авиационный комплекс.

Су-ЗОМК

На авиасалоне в Ле-Бурже в 1993 году впервые показали многоцелевой ис­требитель Су-ЗОМК (б/н 321), кото­рый на самом деле являлся перекрашен чым Су-27, уже побывавшим в Париже з 1989 году. «Су-ЗОМК» демонстриро­вался вместе с внушительным ассорти­ментом вооружения класса «воздух - по­верхность» и контейнерами с аппаратурой целеуказания. Цель демонстрации - зон­дирование потенциального рынка сбыта. В демонстратор Су-ЗОМК (б/н 603) был доработан первый серийный Су-30 пи­лотажной группы «Летчики-испытатели», в 1994 году машина демонстрировалась на авиасалонах в Чили и Берлине.

Су-ЗОКН (Су-ЗОК)


В 1998 году начались летные испытания демонстратора многофункционального истребителя Су-ЗОКН (исходное обозна­чение Су-ЗОК, б/н 302). В ассортимент вооружения включены УР «воздух - воз­дух» РВВ-АЕ, высокоточные боеприпасы «воздух - поверхность», приборное обо­рудование обеих кабин выполнено с ис­пользованием ТВ-индикаторов.

СУ-ЗО ДЛЯ ВВС ИНДИИ


Переговоры о поставке Индии двухмест­ных Су-27 начались в 1993 году. Совмест­ная работа с индийским заказчиком при­вела к появлению истребителя Су-ЗОМКИ

Су-30МКИ


Индия подписала контракт на закупку 40 Су-ЗОМКИ 30 ноября 1996 года, еще десять самолетов было заказано 18 дека­бря 1998-го. Разработка Су-ЗОМКИ стала первым в истории авиации России опытом масштабной интеграции БРЭО западного производства.

 

Су-ЗОМКИ (Су-ЗОИ)


В первый Су-ЗОМКИ (Су-30И-1, Т10ПМК-1, б/н сначала 56, затем 01) на опытном производстве ОКБ переде­лан Су-ЗО (б/н 56), первый полет вы­полнил 1 июля 1997 года летчик-испы­татель В.Ю. Аверьянов. Самолет оснащен ПГО и ТРДДФ АЛ-31ФП с ОВТ. В 1998 году в Т1ОПМК-6 (второй летный Су-ЗОМКИ, б/н 06) доработали Т10ПУ-6. Т10ПМК-1 разбился 12 июня 1999 года в Ле-Бурже, экипаж благополучно катапультировался. Третий летный Су-ЗОМКИ (б/н 05) полу­чил штатный комплект БРЭО.

Су-ЗОК

18 Су-ЗОК (б/н БВ001 -БВ018), постав­ленные в 1997-1999 годах, оснащены РЛС Н011М «Барс» Мк 1, которая обеспечивает применение управляемого оружия толь­ко класса «воздух - воздух». Все Су-ЗОК пе- репоставлены в Белоруссию, их планируется модернизировать до уровня Су-ЗОКН, вза­мен из России поставлено 18 Су-ЗОМКИ.

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Доработанные Су-30 пилотажной группы "летчики-испытатели".

 

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Перехватчик Су-30 Липецкого авиацентра в полете.

 

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

В ходе реформирования ВС РФ 611-й ИАП был расформирован, а его самолеты частично переданы в 790-й ИАП, ранее вооруженный исключительно перехватчиками МиГ-31. На снимке - Су-27УБ 790-го ИАП, авиабаза Хотилово, 2010 год.


Су-ЗОМКИ Мк 1


В 2002 году ВВС Индии получили десять Су-ЗОМКИ Мк 1 (б/н БВ019 - БВ028) с ПГО, двигателями АЛ-31ФП с изменя­емым вектором тяги, РЛС Н011 «Барс» с фазированной антенной решеткой и из­мененным составом БРЭО; оснащены РЛС «Барс» Мк 2, обеспечивающей примене­ние УР «воздух - воздух» РВВ-АЕ и ПКР Х-31А. Количество узлов подвески воору­жения увеличено до 12, масса боевой на­грузки 8000 кг; оснащен системой доза­правки топливом в полете.

 

Су-ЗОМКИ Мк 2


В 2003 году Индия получила 1 2 Су-ЗОМКИ Мк 2 (б/н БВ029 - БВ040). СУО истреби­теля обеспечивает применение УР «воз­дух - поверхность» с телевизионным наведением Х-59МЭ. На самолетах, по­ставленных в конце 2004-го, установлены РЛС «Барс» Мк 3 с процессорами индий­ской разработки и индийского производ­ства. Предусмотрена установка подвесно­го контейнера израильского производства с аппаратурой наведения КАБ-500Л и КАБ- 1500Л с лазерным наведением.

 

 

Су-ЗОМКИ Мк 3

Десять Су-ЗОМКИ Мк 3 (б/н SB041 - SB050) четвертой партии поставлены в 2004 году. Все самолеты Су-ЗОМКИ по­строены в Иркутске.
Сборка истребителей Су-ЗОМКИ по ли­цензии ведется на заводе фирмы HAL в Насике с 2004 года. ВВС Индии намере­ны приобрести в общей сложности около 300 Су-ЗОМКИ.

 

Су-ЗОМКМ


Вариант для ВВС Малайзии, аналогичный Су-ЗОМКИ, поставлено 18 истребителей.

 

Су-ЗОМКА

ВВС Алжира закупили 44 Су-ЗОМКА. По составу БРЭО самолеты аналогичны «МКИ», но большая часть БРЭО из­раильского производства заменена рос­сийскими и индийскими аналогами, ПГО не установлено.

 

СУ-ЗО ДЛЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ КИТАЯ


Китай в 1999 году заказал 38 Су-ЗОМКК с усиленным шасси, позволяющим вы­полнять взлет с полной заправкой и во­оружением суммарной массой в 8 т. Как и в случае с Индией, самолеты для КНР поставлялись несколькими партиями и от­личались друг от друга. ВсеСу-ЗОМКК строились в Комсомольске-на-Амуре.

 

Предсерийные МКК


Первый прототип Су-30 (Т10ПУ-5) дора­ботали в прототип Су-ЗОМКК в 1999 году. Первый полет Су-ЗОМКК выполнил в Жу­ковском 9 марта 1999 года. Всего постро­ено четыре предсерийных самолета (б/н 501, 502, 503, 504). На Су-ЗОМКК уста­новлена РЛС Н001ВЭ, обеспечивающая применение УР РВВ-АЕ, обновлен состав
БРЭО; ассортимент вооружения расши­рен за счет высокоточного оружия клас­са «воздух - поверхность»; приборное оборудование выполнено на основе ЖК- дисплеев. Китайские самолеты не оснаще­ны ПГО и двигателями с ОВТ.

 

СУ-30МК2 (СУ-30VRR-2)

Первые десять серийных Су-ЗОМКК пе­реданы Китаю в декабре 2000 года. К ав­густу 2004-го поставлены все 24 зака­занных самолета. По двум контрактам (1999 год и 2001 год) для Китая построе­но 76 Су-ЗОМКК.

 

Су-ЗСМКЭ (Су-ЗОМКК-2)

СУВ самолета Су-30МК2 доработана для использования ПКРХ-31А. Контракт на поставку 24 Су-30МК2 подписан в ян­варе 2003 года. Первые самолеты пере­даны заказчику в январе 2003 года, заказ выполнен в 2004-м. Четыре самолета Су-30МК2В, анало­гичные Су-30МК2, в 2004 году постав­лены Вьетнаму, впоследствии объем за­купок был доведен до 48 Су-30МК2В, на август 2012 года ВВС Вьетнама рас­полагали 24 Су-30МК2В. 12 самоле­тов Су-30МК2 поставлено Индонезии. В 2006-2008 годах ВВС Венесуэлы полу­чили 24 Су-30МК2У, аналогичные в це­лом Су-30МК2. ВВС Уганды закупили шесть Су-30МК2.
САМОЛЕТЫ СУ-ЗО ДЛЯ ВВС РШ

 

Су-ЗОМЭ

Вариант Су-30М2 для ВВС РФ.
В 2012 году поставлено четыре самоле­та (авиабаза Крымск), самолеты построе­ны КнААПО.

 

Су-ЗОСМ

Весной 2012 года был подписан кон­тракт на поставку ВВС РФ до 2015-го 30 Су-30СМ. Выполнение контракта воз­ложено на корпорацию «Иркут». Су-ЗОСМ является вариантом Су-ЗОМКИ с БРЭО российского производства.

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Су-30МКИ и Су-30МКК, полет парой на авиасалоне МАКС-2003.

 

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Су-30МКИ ВВС Индии.

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ


Двухместные модификации обыч­но остаются в тени своих праро­дителей - одноместных, «бо­евых», истребителей. Между тем, в любом авиационном полку самыми летающими (и самыми дефицитными) всегда являются спарки. На спарках гото­вят молодых летчиков, а опытные пилоты восстанавливают свои навыки в выпол­нении того или иного упражнения кур­са боевой подготовки после длительных перерывов.

В каждом полку, вооруженном Су-27, имелось от четырех до восьми спарок, ко­торые, по возможности, старались содер­жать в пригодном к полетам состоянии.
В плане ремонта и обеспечения запчастями спарки имели приоритет перед «боевыми» Су-27. Самолеты семейства Су-27 в целом отличаются высокой надежностью. Ката­строф и аварий с самолетами данного типа произошло не столь много. Однако ката­строфа Су-27УБ, произошедшая 27 июля 2002 года в Скнилове (Львов), стала на­стоящей трагедией. Из-за ошибки экипа­жа при выполнении фигуры пилотажа са­молет рухнул на толпу зрителей. Летчики катапультировались, а на земле погибло 77 человек, ранения получил 241 человек. В августе 2009 году на авиашоу в Польше разбился Су-27УБ ВВС Белоруссии, жертв на земле не было - летчики, полковни­ки А. Марфицкий и А. Журавлевич, уве­ли спарку в сторону, но сами катапультиро­ваться не успели...
Все катастрофы Су-27УБ связаны с показательными полетами. 16 авгу­ста 2009 года после генеральной репе­тиции перед авиасалоном МАКС погиб командир «Русских Витязей» гв. пол­ковник И.В. Ткаченко. В воздухе стол­кнулись Су-27 и Су-27УБ (б/н 18). На­ходившийся в задней кабине спарки старший штурман ЦПАТ им. И.Н. Коже­дуба гв. полковник И. Куриленко успел катапультироваться. И.В. Ткаченко, ско­рее всего, погиб при столкновении, по­смертно ему было присвоено звание Ге­рой России.
Были случаи, когда летчики сажа­ли Су-27УБ на ВПП с убранным шасси.
20 марта 2008 года на Су-27УБ (б/н 20) из 611 -го ИАП в полете на высоте более 11 000 м произошел отказ электропитания. Двигатели работали, поэтому экипаж при­нял решение выполнить посадку, несмо­тря на невозможность выпустить шасси. Посадка на пилоны была выполнена бла­гополучно на аэродроме базирования До­рохове (Бежецк). За выполнение посад­ки на аварийном самолете подполковники Р. Костенюк и А. Сидоров награждены ор­денами Мужества. Оба летчика и отремон­тированный Су-27УБ продолжают службу в ВВС РФ.
Карьера первых Су-30 в ВВС России не сложилась - слишком мало было таких самолетов. Тем не менее, летчики Центра авиации ПВО в Саваслейске выполнили на них несколько дальних полетов с доза­правками в воздухе, в том числе и на со­провождение Ту-95МС в район Северного полюса. Проводились также совмест­ные экспериментальные учения Су-30 и МиГ-31.
В 1997 году Су-30 из Саваслейки ста­ли участниками авиашоу в Батайнице не­далеко от Белграда. Вопрос о поставках Су-30 Югославии был поднят в 2000 году. Но поставки Су-30 Югославии сорвались по политическим причинам - в Белграде сменилась власть.

Су-ЗОМКИ ВВС Индии неоднократно принимали участие в совместных учениях с ВВС США и Франции. В ближних воздуш­ных боях «МКИ» неизменно демонстриро­вали преимущество над условным против­ником. Однако следует отметить, что бои велись без использования РЛС в полном объеме, поэтому однозначного вывода о всестороннем превосходстве «МКИ» над F-15С или Rafael делать не стоит.

В Китае Су-ЗОМКК (1-13) поступи­ли на вооружение ВВС, а способные не- сти ПКРХ-31А «МК2» - на вооружение морской авиации. Летом 2011 года из-за спорных островов в очередной раз обо­стрились китайско-вьетнамские отноше­ния. Вьетнам в качестве одного из аргу­ментов в споре за острова использовал демонстрацию военной силы: в июне были проведены учения ВМС Вьетнама с боевой стрельбой, в учениях также приняли уча­стие Су-30МК2В, выполнившие бомбоме­тание и практические пуски ракет.

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Су-27УБ(б/н 20) после аварийной посадки на аэродроме Дорохово, 20 марта 2008 года.

 

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Отремонтированная и перекрашенная "двадцатка" выруливает на старт, авиабаза Хотилово, 2011 год.


 



ОКРАСКА


 Cпарки строевых авиаполков окра­шивались точно так же, как «бо­евые» Су-27 - в трехцветный ка­муфляж серо-голубых тонов. Обтекатели РЛС и «пилотки» килей спарки практи­чески сразу стали красить в белый цвет, в то время как на Су-27 ранней построй­ки они были зелеными. Однако пример­но в 2009-201 1 годах обтекатели РЛС и законцовки килей прошедших капи­тальный ремонт Су-27УБ стали красить в зеленый цвет - так окрашен отремон­тированный после аварии в Дорохово Су-27УБ (б/н 20).
Серийные перехватчики Су-30 окрашива­лись аналогично Су-27. На килях самолетов Центра боевого применения ИА ПВО были нанесены на фоне российского триколора ге­ральдические щиты красного цвета с изобра­жением Георгия-Победоносца, копьем пора­жающего змия. Некоторые Су-27УБ и Су-30 Липецкого авиацентра перекрашены в цве­та пилотажной группы «Соколы России» - носовая часть фюзеляжа белая, по границе между белой краской и камуфляжем прохо­дят синяя и красная полосы. На нижней по­верхности носовой части фюзеляжа нарисо­ван ложный фонарь кабины.
Опытные и предсерийные Су-ЗОМКИ/ МКК окрашивались по различным камуф­ляжным схемам. Су-ЗОКН за сходство окраски с цветами камуфляжа спецмили- ции одно время называли «омоновским». Новейшие российские Су-30 окраше­ны в камуфляж оттенков синего и голубо­го цветов.
Камуфляж индийских Су-ЗОМКИ бли­зок к окраске российских Су-27УБ. Китай­ские Су-ЗОМКК окрашены в серый цвет, характерной особенностью окраски явля­ются «языки» основного цвета окраски, за­ходящие на более темный обтекатель РЛС.

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Су-27УБ ВВС Украины в яркой камуфляжной окраске.

 

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Су-27УБ ВВС Белоруссии, камуфляж самолета близок к окраске самолетов ВВС СССР.

 

СУ-30-первый двухместный истребитель в СССР

Су-27УБ Липецкого авиацентра в окраске пилотажной группы "Соколы России"


Презентация

Контакты

 

 

Контакты

[email protected]

[email protected]

 г. Днепр

тел. +38 (056) 794-36-74

факс. +38 (056) 794-36-75

моб. +38 (050) 320 69 72

ISSN 20760507

Руководитель проекта - Гринев Владимир Анатольевич

Партнеры