Философия перемен в 21 веке

25/08/2009 4:20pm

Автор: Канов Г. Л.

Категории: организация и управление производством

В работе обозначена полемика о роли знаний при их использовании в производстве товаров и услуг.

Канов Геннадий Лаврентиевич

Канов Геннадий Лаврентиевич

В новом тысячелетии научно-технический прогресс начал ускоряться лавиноподобно благодаря переходу от технократической экономики к экономике знаний. Научные открытия и изобретения прошлого века сработали, как дрожжи или катализатор, позволившие цивилизации набрать критическую массу знаний человечества. Нанотехнологии в технике позволили сделать прорыв в технологиях информационных, которые кардинально преобразили деловые возможности во всех сферах человеческой деятельности. Повсеместное использование людьми компьютерной техники в сочетании с мощным программным обеспечением создали принципиально новый мир коммуникаций, который сжал привычные время и пространство, изменил ритм жизни и образ жизни населения промышленно развитых стран, повысил  многократно производительность труда на рабочих местах и в быту. Информационные технологии востребовали к жизни сотни новых специальностей и профессий, где интеллект и творчество являются основными орудиями труда, а предметом труда стали знания. Материальная сфера производства стала второстепенной, физический труд повсеместно стал вытесняться умственным, резко возросла роль образования, науки и культуры, т.е. гуманитарное направление развития человечества стало очевидным и преобладающим.
Но наши материальные потребности никуда не делись. Сфера производства и потребления были и будут всегда, но и они кардинально преображаются в сторону интеллектуализации. Мировая экономика универсиализируется, экстремально приближаясь к производству и потреблению двух суперпродуктов – знаний и денег.
Если деньги являются хорошо знакомым и привычным продуктом – это эталон и эквивалент обмена ценностями материальными, а золото гарантом эквивалентности в мировом масштабе, то знания только приобретают этот статус. Однако знание – богатство истинное, т.к. его сущность и природа нематериальны. Всеобщность и универсальность этого эквивалента бесспорна и значительно выше, чем у денег, т.к. не всё можно приобрести за деньги.
Для некоторых видов бизнеса деньги являются единственным продуктом и товаром уставной деятельности, например, банков, инвестиционных фондов и компаний.
Для НИИ академии наук или отраслевых научно-исследовательских организаций знания являются единственным продуктом и товаром, но виртуальным, т.к. до настоящего времени нет эффективных методик оценки знаний, которые уникальны и их не с чем сравнить, а знания не оцененные и не принятые на баланс предприятия в качестве нематериальных активов не являются товаром реальным. Это только потенциал, который преобразуется в товар этапом коммерциализации инновационной деятельности (этапом отоваривания знаний). Делать деньги из мыслей – это искусство высшего пилотажа инновационных менеджеров. По статистике 1 доллар, вложенный в получение знаний, приносит в среднем доход в 8 долларов при их использовании в производстве товаров или услуг и убыток при неиспользовании.
Знания, являясь уникальным продуктом, должны продаваться на аукционах, как уникальные произведения научного искусства, т.к. любой товар стоит ровно столько, сколько за него готовы заплатить. Именно при аукционной торговле знаниями начинается истинная конкуренция. Кто приобрёл знания – тот и получил конкурентные преимущества, став монополистом в конкретном секторе рынка, где это знание применимо. При этом следует помнить, что знания являются скоропортящимся товаром, т.к. быстро устаревают морально.
Но насколько долговечна классическая схема товарно-денежных отношений: товар – деньги – товар + прибыль. Основной смысл материального производства именно в этом – заработать прибыль, т.е. те же деньги. Но эта схема уничтожает мораль и духовность, т.к. нет сдерживающих препятствий преступлениям ради денег, которые во все времена ассоциировались с властью, богатством, силой и всемогуществом. Большие деньги всегда подавляли голос совести ради наживы. Весь соблазн в том, что деньги можно незаконно присваивать, часто оставаясь безнаказанным, зная, что есть возможность откупиться. Давно существует порочный замкнутый круг ставить деньги выше любых других ценностей, даже если они бесценны, например, жизнь, здоровье, отечество, уважение, любовь и др. Предать или продать что-либо (например, подпись чиновника) или кого-либо за деньги для многих стало привычным делом, при этом не требуется никаких умственных и душевных усилий, достаточно нужной степени деградации личности, в чём «прогресс» также огромен, т.к. коррупция ещё неистребимее мафии.
Новое тысячелетие меняет систему ценностей и устоев. К большинству людей пришло или приходит понимание того, что знания по своему потенциалу, возможностям и действию значительно превосходят деньги, как инструмент власти, оружия конкурентоспособности и успеха. Знание – это осмысленная и систематизированная, скомпонованная и приготовленная для понимания, усвоения и применения информация. Справедливо для всех времён и народов классическое выражение «кто владеет информацией – тот владеет ситуацией». Только знания дают эффект опережения на один шаг или ход, т.е. предоставляют уникальную возможность быть всегда и во всём первым.
Добывать деньги становится всё трудней, а добывать знания при стремительном уровне развития информационных технологий становится всё легче, но встаёт величайшая нравственная (моральная) проблема, куда направить знания – во зло или для добра. Вся история человечества свидетельствует о приоритетности применения новых знаний во зло во имя господства над другими или для получения сверхприбылей, т.к. человек ещё не стал высшей ценностью на Земле.
К человеку и ко всему существующему на Земле, до сих пор относились, как к природному ресурсу, но, даже самые глупые, уже поняли, что природные ресурсы исчерпаемы и, если продолжать брать, ничего не предлагая взамен, кроме отходов производственной деятельности, то возможность выживания исчезнет – деньги выполнят свою историческую миссию на Земле, как вирус неосознавшей себя цивилизации.
Отрадно отметить, что отношение к человеку и культуре в новом тысячелетии претерпевает изменения. Процесс понимания духовной сущности человека и его истинного предназначения на Земле крайне медленно, но пошел. Уже научно доказано наличие у человека души, и что результатом работы души является творчество и знания. Как материальный объект человек приходит в мир голым и уходит из мира голым, но как духовная субстанция оставляет свои знания в своих произведениях или в результатах своей деятельности в других формах. Знания миллионов поколений людей накапливаются как элемент вечности и их количество переходит в качество - мудрости человечества. Критическая масса знаний человечества уже набрана и началась цепная реакция расширения возможностей человеческого разума с единственным и естественным регулятором, предотвращающим взрыв цивилизации – духовной чистотой помыслов.
Переход на инновационное развитие требует благосклонности (приверженности)  всего общества к инновациям, а также наличия достаточного количества кадров, способных управлять инновационным процессом и осуществлять реализацию инноваций. Такое развитие не будет успешным без массового появления новой категории специалистов – менеджеров по коммерциализации результатов научных достижений или инновационных менеджеров. Эти специалисты должны в совершенстве владеть принципами коммерциализации технологий, основами маркетинга, теорией и практикой правовой охраны и использования объектов промышленной собственности, умело управлять инновационными проектами. В конечном счёте, успех того или иного проекта определяется уровнем менеджмента, да и инвесторов привлекает не красота или уникальность проекта, а квалификация людей, которым они доверяют распоряжаться вложенными средствами.
Инновационные перемены порождают в экономической системе внутреннюю энергию возрастания. Эти перемены хотя и нарушают сбалансированность и равновесие, но создают фундамент для экономического роста, перехода системы в новое качество. Как правило, инновации обеспечивают переход экономической системы любой страны к новым пропорциям, к новому гармонизированному состоянию, которое и называется прогрессом, у которого есть и «обратная сторона медали» - неизбежные кризисы всего устаревшего.

 

Канов Г.Л.


Презентация

Контакты

 

 

Контакты

НАШІ КОНТАКТИ:

[email protected]

[email protected]

м. Дніпро

тел. +38 (056) 794-36-74, +38 (056) 794-36-75

моб. +38 (050) 320 69 72

ISSN 20760507

Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович

Партнеры