ВАЗ-2108 "Спутник"

09/01/2014 12:07pm

Автор: По материалам "Deagostini"

Категории: Автомобилестроение

Первый переднеприводный

Появление новой отечественной машины всегда становится событием. Причем особое
значение оно приобретает, если знаменует очередной виток развития техники. ВАЗ-2108 стал
не просто новой машиной, а первой отечественной переднеприводной моделью и первым в СССР
автомобилем с кузовом хэтчбек, родоначальником Всех последующих Вольских легковушек.

 


В поисках решений


Официально о создании в ТОЛЬЯТТИ новой модели легкового автомобиля объявил министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков в своем выступлении на XXVI съезде КПСС в феврале 1981 года. Он сообщил, что в одиннадцатой пятилетке на ВАЗе будет создана машина с передними
ведущими колесами, не связанная по конструкции и технологии с выпускаемыми «Жигулями» классической компоновки. Переднеприводная схема давно привлекала автомобильных конструкторов, но массовый переход в мире на такие модели начался лишь в середине 70-х годов прошлого века. При этом даже в условиях прекрасной европейской дорожной сети их распространение сдерживалось недостаточной проработанностью конструкции и технологии узлов привода колес, рулевого управления, подвески силового агрегата. Однако поперечное расположение силового агрегата и передних ведущих

Серийный автомобиль ВАЗ-2108 "Спутник"

колес при существовавшем тогда уровне развития техники уже позволяло сделать автомобиль малого класса компактнее и легче обычного. За счет этого появилась возможность более эффективного использования пространства в машине, увеличения курсовой устойчивости и проходимости по дорогам со скользким покрытием, исключения заносов из-за пробуксовки колес. А самое главное, повышался уровень безопасности при лобовом ударе. Интересно, что на ВАЗе идею создания автомобилей с передними ведущими колесами вынашивали с самого начала работы завода. Первые исследования в этой области проводились в инициативном порядке и были нацелены на создание машины особо малого класса, потребность в которой остро ощущалась в стране. А ведь тогда на заводе полным ходом шел монтаж цехов для сборки ВАЗ-2101 классической компоновки, причем минимальный срок окупаемости устанавливаемого оборудования подразумевался никак не менее 25 лет! Но все же в перспективе специалисты завода рассматривали именно машину с передним приводом.
Справедливости ради стоит отметить, что к этому времени ряд западноевропейских компаний, в том числе «Фиат», уже давно выпускали переднеприводные легковые автомобили. Поэтому у наших конструкторов была возможность ознакомиться с ними, составить собственное мнение о преимуществах переднего привода. Первый переднеприводный прототип особо малого класса на ВАЗе изготовили осенью 1971 года. Он получил наименование 1Э1101. Силовой агрегат в этой модели размещался поперек машины, вместе с коробкой передач. Четырехцилиндровый двигатель микролитражки при рабочем объеме 1000 см3 развивал мощность 45 л. с. Данный автомобиль отличали
такие технические новшества, как подвеска передних колес типа «Мак-Ферсон», независимая торсионная подвеска задних колес на продольных рычагах, рулевое управление оригинальной конструкции.
Передние колеса приводились в действие полуосями с внешними шарнирами равных угловых скоростей (сдвоенные шарниры Гука) и внутренними двухшиповыми шарнирами. Этот прототип прошел полный цикл лабораторно-дорожных испытаний и стал хорошей основой для последующих работ в области переднего привода. В дальнейшем на ВАЗе был испытан ряд зарубежных переднеприводных моделей
(FIAT-127 и FIAT-128), рассмотрены такие автомобили, как FIAT Ritmo и VW Golf (образца 1974 года), новейший на тот момент Opel Kadett Специалисты оценивали достоинства и недостатки конструкций, долговечность и соответствие отечественным эксплуатационным условиям. К сожалению, ни один из импортных автомобилей не был стопроцентно пригоден для работы в заданных параметрах. Большие перепады температуры и сложный дорожный рельеф с множеством запыленных участков (грунтовые дороги) быстро выводили из строя элементы переднего привода на иномарках.
Стало понятно, что для нашей страны необходим специально созданный переднеприводный автомобиль. Второй прототип, 2Э1101, оказался более совершенным по конструкции и внешнему виду. Его изготовили в 1973 году. К самым важным итогам исследовании того периода относится подбор типа шарниров равных угловых скоростей (ШРУС). Это решение стало общим для переднеприводных и полноприводных автомобилей (в 1973-1976 годах полным ходом велись разработки полноприводной модели ВАЗ-2121 «Нива»).
В 1975 году работа завершилась подписанием лицензионного соглашения с английской фирмой Hardy Spicer. На его основе в 1976 году завод приступил к производству шарниров типа «Рцеппа-Бирфильд» для ВАЗ-2121. Позже эти же права были распространены на ШРУСы для ВАЗ-2108. Последний прототип подготовительного периода 4Э1101с собственным наименованием «Ладога» появился в 1977 году. Эта модель рассматривалась как перспективный вариант для запорожского завода «Коммунар» (ЗАЗ) и воплотила весь опыт предыдущих поисковых и экспериментальных работ. В конструкции «Ладоги» учитывались результаты испытаний десяти зарубежных переднеприводных моделей. Позже технические решения, заложенные в 4Э1101, получили развитие в модели ВАЗ-2108. Ее проектирование началось в мае 1977 года под руководством главного конструктора Волжского автомобильного завода Георгия Константиновича Мирзоева и ведущего конструктора по переднеприводным машинам А. Миллера. Первый прототип ВАЗ-2108 был готов в декабре 1978-го, и в течение 1979 года шла работа с прототипами первой серии. Их удачная внешность вполне соответствовала мировым тенденциям дизайна легковых автомобилей того времени. В ходе отработки
конструкции ее практически не изменяли. Стиль машины разработали дизайнеры В. Пашко и В. Кряжев под руководством Марка Васильевича Демидовцева. В 1980 году вышли в свет прототипы второй
серии. Тогда же Минавтопром, предвидя экспортные перспективы новой модели, подключил ряд западноевропейских фирм к доводке ВАЗ-2108 и приспособлению его к многообразным требованиям внешних рынков сбыта. Для ускорения запуска в серийное производство машины с новой для нас переднеприводной компоновкой был заключен контракт с западногерманской компанией «Порше». Почему именно с ней?
Во-первых, она не являлась прямым конкурентом ВАЗа, так как не выпускала автомобилей подобного класса, а во-вторых, это известная инжиниринговая фирма, выполняющая заказы многих зарубежных
автомобильных компаний. При этом надо подчеркнуть, что новая «Лада» была полностью создана советскими конструкторами. Специалисты «Порше», обладающие большим опытом, подключились к работам на стадии доводки автомобиля. Основная помощь немецких коллег пришлась на двигатель
объемом 1300 см3 (проект «Гамма»), который был для ВАЗ-2108 приоритетным. Унифицированные с ним двигатели объемом 1100 и 1500 см3 создавались и дорабатывались параллельно собственными
силами завода. «Порше» была не единственной компанией, участвовавшей в создании восьмой модели.

Также был подписан договор с итальянской UT5, дочерней фирмой «Фиата», специализирующейся на технологических разработках. С ее помощью ВАЗ осваивал новые технологии, заложенные в конструкцию ВАЗ-2108. Всего же на «восьмерку» было закуплено более 20 лицензий. Различные европейские компании предоставили права на производство передних дисковых тормозов, вакуумного усилителя тормозов, реечного рулевого управления, синхронизаторов коробки передач, сцепления, стоек передней подвески, шарниров равных угловых скоростей и т. д.

 


Следующая серия прототипов (с условным обозначением «серия 100», по правилам наименования опытных серий, принятым в «Порше») относится к 1981 году. В ней уже были учтены замечания европейских партнеров ВАЗа. Каких-либо внешних изменений автомобиль не претерпел, а вот конструкция многих узлов и систем подверглась существенному усовершенствованию. В частности, был сделан акцент на безопасности, долговечности, удобстве пользования автомобилем. Машины этой и последующих серий тестировались по усложненной программе: два-три автомобиля проходили интенсивные ресурсные испытания на полигоне НАМИ за достаточно короткое время общий пробег доводили до 80 000 километров. Испытания на близкой к максимуму скорости шли практически в течение всего светового дня. На этом этапе удалось выявить и устранить отдельные слабости в конструкции двигателя. Параллельно с доводочными работами велась подготовка производства, а по технической
документации «серии 100» уже была заказана часть оборудования для изготовления ВАЗ-2108.
Автомобили следующей серии, «200» (конец 1981 года), проходили испытания в разных природно-климатических зонах. Так, возможности машины в северных условиях проверялись изначально близ Сыктывкара (Коми АССР), а позже в районе Сусумана, в Магаданской области. Скоростное движение на серпантинах, преодоление горных привалов, буксировка прицепа в горах оценивались на Кавказе,
под Орджоникидзе. В районе туркменского Чарджоу проверялись системы терморегуляции двигателя и вентиляции салона, эксплуатационные качества автомобиля в целом при повышенных температурах...
В общем, все узлы и системы «восьмерки» серьезно проверялись на прочность. Последние прототипы («серия 300») выпустили в 1982-1983 годах. Это уже были фактически предсерийные машины точно
такие же должны были сойти с конвейера. Подготовка производства велась параллельно с доводкой автомобиля, поэтому «серию 300» оснастили многими деталями, изготовленными по окончательно отработанным технологиям. Большую роль в доводке автомобиля и отработке его конструкции сыграли участки мелких серий, созданные на каждом из производств завода. С 1982 года они последовательно
наращивали выпуск узлов и деталей, изготовив к концу 1983 года свыше 150 опытных образцов новой
машины для широких эксплуатационных испытаний. Среди основных особенностей в механической
части новой модели отметим следующие: зубчатый ремень для привода распределительного вала, пятиступенчатая коробка передач (впервые примененная в модельном ряду ВАЗ), реечное рулевое управление, вакуумный усилитель тормозов, передние дисковые тормоза с плавающей скобой, а также радиальные шины; электронная система зажигания с бесконтактным прерывателем-распределителем
и катушкой зажигания с высокой энергией разряда, фары с регулировкой в зависимости от нагрузки машины. Кроме того, по лицензии французской фирмы «Солекс» (Solex) для «восьмерки» был изготовлен новый карбюратор. В целом же на ВАЗ-2108 внедрено столько новинок в конструкции, сколько до тех пор не было ни на одном из вазовских автомобилей.

Предсерийный экземпляр ВАЗ-2108 проходит испытания

на полигоне НАМИ в Дмитрове (1984г)

 

 

Имя


Новому автомобилю необходимо было придумать собственное имя. Дизайнеры остановились на «Спутнике» и передали конструкторам графику с этим названием. Хотя оно еще и не было утверждено,
Г. Мирзоев дал «добро» использовать его на опытных сериях автомобилей.
Постепенно это наименование перекочевало и на серийные машины. Привычная нам сегодня «Самара» появилась намного позже, когда ВАЗ-2108 пошли на экспорт. Время показало, что «Спутник» не прижился, и со временем оказался полностью вытеснен более удачной «Самарой». Под этим наименованием машины стали поставляться и на внутренний рынок. В народе автомобиль получил прозвище «Зубило» за характерный клиновидный кузов и заостренную маску решетки радиатора.

 

Спорт

«Восьмерки» пользовались большой популярностью у спортсменов-раллистов.
Небольшая собственная масса, жесткий двухдверный кузов, неплохие динамические свойства и управляемость — все это привлекало гонщиков. Но очень скоровозможностей серийной машины стало не хватать, от ВАЗ-2108 при определенныхдоработках можно было добиться явно большего. Так, уже в 1987 году на экспериментальном участке по подготовке спортивной техники (ВФТС) вильнюсского
авторемонтного завода под руководством прославленного гонщика Стасиса Брундза был создан прототип раллийного автомобиля Lada-2108 Eva Sport. Двигатель у «Эвы» расположили в средней части, сразу за передними сиденьями это улучшило развесовку автомобиля. Его рабочий объем на базе блока ВАЗ-2106 увеличился до 1860 см3 А впрыск топлива, турбонадув и шестнадцатиклапанная головка блока двигателя с двумя распределительными валами позволили поднять мощность двигателя
до 300 (!) л. с. При этом снаряженная масса автомобиля осталась на уровне 980 кг Спортивный автомобиль получился очень удачным с точки зрения динамики, управляемости, но в этом же году FIA
запретила гонки группы Б, и проект не получил дальнейшей реализации.

 

Форма и содержание

 

На ВАЗ-2108 для отделки салона применили цветной пластик


Качество и сопряжение пластмассовых элементов салона «Спутника»
было недостаточным, при движении они издавали слишком много
посторонних звуков, за что первые ВАЗ-2108 получили прозвище
«погремушка»


Вместе с привычными приборами на щитке ВАЗ-2108 появилась
шкала — эконометр, позволяющий устанавливать экономичный режим
движения


Дизайн салона ВАЗ-2108 сейчас выглядит слишком прямолинейным
и простым, но в середине 80-х он казался футуристическим


Чтобы сесть на задние сиденья, необходимо откинуть спинки передних.
Конструкторы попытались максимально облегчить эту процедуру,
разместив специальный рычажок на самом видном месте, но справиться
с этой операцией с первого раза удавалось далеко не всем


Под перчаточным ящичком появилась дополнительная полка мелочь,
а приятно


На ВАЗ-2108 оригинально встроили вытяжную вентиляцию салона
в среднюю стойку кузова, так что ее решетка пратически не видно

 

Прежде исключительно экспортное наименование «Лада»
на переднеприводной машине полностью вытеснило название «Жигули»


Угловатые формы кузова «Лада-Спутник» вполне отвечали
автомобильной моде середины 80-х годов


Очевидный недостаток машины — большая погрузочная высота
багажника не исправлен до сих пор, даже после глубокой
модернизации машины (ВАЗ-2113)


На знаменитом «клюве» решетки радиатора и объемной передней
маске настаивали дизайнеры ВАЗа, но очень скоро выяснилось что это
решение не одобряют потребители, особенно на Западе, куда ВАЗ-2108
активно экспортировался


 Поперечно расположенный двигатель под капотом легкового
автомобиля отечественный потребитель впервые увидел
именно на ВАЗ-2108. Непривычное решение для отечественых
автомобилистов распределитель зажигания на одной оси
с распределительным валом клапанного механизма


Для ВАЗ-2108 создали специальный карбюратор по лицензии
французской фирмы «Солекс»


Все предохранители и реле собраны в одном блоке, накрытом
на первых порах прозрачной пластмассовой крышкой с поясняющими
пиктограммами

 

Паспортные данные

 

 

Техническая характеристика ВАЗ-2108 "Спутник" ("Самара")
Число мест:
5
Максимальная скорость
148 км/час
Время разгона до 100 км/ч
16м
Расход топлива при скорости 80км/ч
5.7 л/100 км
Электрооборудование
12 V
Аккумуляторная батарея
6СТ-55А
Генератор

37.3701

Реле-регулятор
17.3702
Стартер
29.3708
Свечи зажигания
А17ДВ-10
Размер шин
155/80R13
165/70R13
Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
без нагрузки общий
900 кг
с нагрузкой 5 человек общий
1325 кг
на переднюю ось
670кг
на заднюю ось
655кг
Дорожные просветы:
под передней осью 160мм
под задней осью 160мм
Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса 5,0м
Подвеска передняя:
независимая, пружинная, с телескопическими амортизационными стойками и стабилизатором поперечной устойчивости
Подвеска задняя:
на продольных взаимосвязанных рычагах, пружинная, с гидравлическими амортизаторами
Рулевой механизм:
шестерня-рейка передаточное отношение 17,0                       
Тормоза:
рабочие - на передних колесах дисковые, задние барабанные с автоматической регулировкой зазора, привод гидравлический с вакуумным усилителем и регулятором тормозных сил
стояночный - на задние колеса с механическим приводом
Сцепление:
однодисковое, с диафрагменной пружинной, с тросовым приводом
Коробка передач:
механическая, пятиступенчатая, с синхронизаторами переднего хода; на машинах первых выпусков четырехступенчатая
Передаточные числа трехступенчатой коробки передач:
I — 3,636; II — 1,96; III — 1,357;IV-0.94 задний ход — 3,34
Двигатель
ВАЗ-2108, четырехцилиндровый карбюраторный, рядный
Диаметр цилиндра 76мм
Ход поршня 81мм
Литраж двигателя 1289 см3
Степень сжатия 9,9
Порядок работы цилиндров двигателя 1-3-4-2
Карбюратор: ДААЗ-2108
Максимальная мощность: 63,7 л. с. при 5600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 9,6 Нм при 3500 об/мин

 


Презентация

Контакты

 

 

Контакты

НАШІ КОНТАКТИ:

[email protected]

[email protected]

м. Дніпро

тел. +38 (056) 794-36-74, +38 (056) 794-36-75

моб. +38 (050) 320 69 72

ISSN 20760507

Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович

Партнеры