ГАЗ-69

13/01/2014 5:15pm

Автор: по материалам "DeAgostini"

Категории: Автомобилестроение

Труженик плохих дорог

Эта машина пользовалась заслуженной любовью у работников сельского хозяйства, геологов, строителей и. конечно, военных. ГАЗ-69 выпускался в течении почти двух десятилетий, что само по себе - лучшее доказательство того, насколько он удачен.

 

Настоящий русский джип

Конструкторские работы над «Тружеником» (такое официальное имя сперва было у ГАЗ-69) начались на Горьковском автомобильном заводе под руководством Григория Моисеевича Вассермана в 1946 году. Общую компоновку автомобиля сделал Ф.А.Лепендин. Немалый вклад в создание ГАЗ-69 внесли специалисты по трансмиссиям В.С.Соловьев, Б.А.Дехтяр, С.Г.Зислин. Гар- 
моничный и даже элегантный кузов модели «76» был спроектирован под руководством ведущего «кузовщика» Б. Н. Панкратова при активном участии Ю.А.Фокина. Примечательно, что ни один узел, ни один агрегат в этой машине не являлся какой-то технической новинкой. В ней удачно использовались уже апробированные элементы, сочетание которых усиливало их достоинства и сводило на нет присущие недостатки, а в совокупности дали машине высокие эксплуатационные показатели. Двигатель, коробка передач, рулевой механизм, дифференциал, амортизаторы, тормоза, фонари и фары, аккумулятор в значительной степени были унифицированы с узлами серийных грузовых и легковых машин.Таким образом, удешевлялось производство нового автомобиля, сокращалось время постановки в производство, упрощалось в дальнейшем его обеспечение запасными частями и повышалась ремонтопригодность. Значение этих качеств у машины, которая эксплуатируется большей частью в районах с грунтовыми дорогами, вдалеке от ремонтных баз, трудно переоценить. Несмотря на прозаичность происхождения и явно утилитарное назначение, ГАЗ-69 умудрился стать всеобщим любимцем. Почему это произошло? Ответ прост: у машины оказались незаурядные вездеходные качества. Большой дорожный просвет (210 мм), малые передний и задний свесы, привод на все колеса, шесть передач, небольшая длина, очень удачное распределение веса по осям, выгодно подобранные передаточные отношения в трансмиссии позволяли ей уверенно идти по снежной целине и грязи. Если предшественник ГАЗ-67Б при несколь- 
ко меньшей (1320 против 1525 кг) массе и равной мощности двигателя имел среднетехническую скорость при движении по грунтовым дорогам 25 км/ч, то у ГАЗ-69 она составляла 35-40 км/ч. «Газик» уверенно брал тридцатиградусные подъемы, преодолевал брод глубиной 0,7 м.


Создавался ГАЗ-69 сначала в двухдверном грузопассажирском варианте: два пассажира размещались на передних сиденьях, а шестеро — на скамьях в заднем отсеке. При необходимости скамьи можно было сложить и образовать платформу для перевозки груза весом до полутонны. К тому же ГАЗ-69 мог буксировать прицеп общим весом 850 кг. Кстати, о прицепе (индекс ГАЗ-704). Он был специально спроектирован для этой машины, весил 340 кг и перевозил до 500 кг груза. Еще больше расширяли сферу применения ГАЗ-69 откидной задний борт и возможность установки носилок. Грузопассажирский четырехдверный вариант ГАЗ-69А (кузов «77») впервые появился в 1951 году и был рассчитан на перевозку пяти пассажиров. При этом ГАЗ-69 в основном предназначался для армии, а пассажирский ГАЗ-69А — для народного хозяйства. Обе модификации оснащались брезентовым тентом с боковинами, причем на ГАЗ-69 они были сделаны съемными, а на ГАЗ-69А — складывающимися. Различались эти
машины не только количеством дверей, но и расположением запасного колеса.
У первой оно находилось снаружи левого борта кузова, у второй лежало сзади на дне багажника. Разными были и бензобаки: у ГАЗ-69А один 60-литровый в задней части кузова, а у ГАЗ-69 основной 47-литровый бак был помещен под полом кузова, а дополнительный, 28-литровый, — под передним пассажирским сиденьем. По сравнению с прежней моделью ГАЗ-67Б, «шестьдесят девятая» обеспечивала больший комфорт водителю и пассажирам за счет боковин тента, защищающих от непогоды и ветра, а также благодаря установке отопителя кузова, который поддерживал приемлемую температуру в салоне даже в мороз. А чтобы не замерзало ветровое стекло, на него через специальные воздуховоды подавался теплый воздух. Это сейчас такие опции считаются обязательными для
любой машины, а тогда их имел далеко не каждый легковой автомобиль.
Четырехцилиндровый нижнеклапанный силовой агрегат «шестьдесят девятого»,
унифицированный с «Победой», развивал мощность 55 л. с. Для надежного запуска двигателя в морозную погоду ГАЗ-69 оборудовался предпусковым подогревателем, с помощью которого разогревали воду в системе охлаждения.

Сцепление и коробка передач ГАЗ-69 достались от ГАЗ-М20 «Победа», но с иными передаточными числами. Трехступенчатая коробка передач и двухступенчатая раздаточная коробка обеспечивали шесть ступеней в трансмиссии, а значит, достаточно широкий диапазон изменения тягового уси- 
лия. Поскольку на понижающей передаче момент, поступающий к ведущим колесам, возрастал почти в 2,5 раза, то при выключенном приводе на передний ведущий мост был риск перегрузить шестерни и полуоси заднего моста. Для предотвращения этого на ГАЗ-69 механизм включения передач спроектировали так, что понижающую передачу в раздаточной коробке нельзя было включить, если не включен привод на передние колеса. Как известно, в систему привода на передние колеса должны обязательно входить шарниры равных угловых скоростей. У ГАЗ-69 в качестве такого шарнира использован шариковый — он наиболее пригоден для машин массового производства и отличался компактностью и высокой надежностью. Тормозная система, за исключением
стояночного тормоза, у ГАЗ-69 такая же, как у «Победы».


Первый опытный образец (Э-I) ГАЗ-69-76 уже был построен октябре 1947 года, к февралю 1948 года выпустили еще два, а к концу года — четвертый (Э-IV). Опытные образцы ГАЗ-69А-77 в дополнение к ГАЗ-69-76 появились в 1951 году и в июле — сентябре этого же года вместе с ними проходили государственные испытания. Серийное производство ГАЗ-69 началось в Горьком в августе 1953 года. Почти одновременно с Горьковским автомобильным заводом эти вездеходы начали собирать на Ульяновском автозаводе, сначала из деталей, поступавших из Горького, с постепенным их освоением в Ульяновске. Полностью на производство ГАЗ-69 и его модификации ГАЗ-69А УАЗ перешел после 1956 года, одновременно с прекращением их изготовления в Горьком. Перед началом производства в Ульяновск поступила не только вся техническая документация, но и часть оборудования из Горького. Однако некоторые агрегаты завод продолжал получать из Горького и дальше —например, двигатель и колеса.
Но и этим дело не ограничилось: на УАЗ перешли и специалисты с ГАЗа, имевшие немалый опыт в конструировании машин повышенной проходимости. В их числе и главный конструктор Петр Иванович Музюкин, который в свое время был ведущим конструктором по ГАЗ-63, так как в Ульяновске в дальнейшем планировалось создать на базе ГАЗ-69 целое семейство унифи- 
цированных автомобилей повышенной проходимости.

 

Великий труженик


В первый же год выпуска (1953) автомобили ГАЗ-69 прошли в колоннах парада на Красной площади в Москве 7 ноября. По негласной традиции, военные парады всегда являлись своеобразными витринами для демонстрации новой военной техники и вооружения: и для устрашения потенциальных «врагов»,
и для того чтобы заинтересовать новой военной техникой «друзей». Как бы то ни было, но экспортироваться в другие страны ГАЗ-69 начал именно как армейский автомобиль. Получили признание «газики» и в Советской армии — они служили в качестве командирских машин или использовались в роли тягачей для небольших орудий весом до 800 кг, а также перевозки боеприпасов,
крупнокалиберных пулеметов, 82-миллиметровых минометов вместе с боевыми
расчетами. Также на ГАЗ-69 монтировались радиостанции, оборудование химической и радиационной разведки и даже некоторые виды вооружения, в частности пусковые установки для управляемых противотанковых ракет (ПТУР).
Немалая часть ГАЗ-69 и большинство ГАЗ-69А попала в народное хозяйство
страны. Весной 1954 года первые выпущенные пассажирские ГАЗ-69А отправились осваивать целинные земли в Казахстане. В том же 1954 году ГАЗ-69 откомандировали на дрейфующие полярные станции «Северный полюс-3» и «Северный полюс-4», где они эффективно использовались в течение нескольких лет в крайне суровых климатических условиях.
Лесничества, геодезия и геологоразведка,колхозы и совхозы,районные больницы
и ветеринарные службы, милиция и пожарные — все имели свои «лимиты» на получение этих надежных и неприхотливых машин.


 

Кaк машину назовете...
Как и все предыдущие джипы Горьковского автозавода, ГАЗ-69 имел спереди и сзади обычную рессорную подвеску (почти такую же, как на грузовиках). И на грунтовых дорогах, изобилующих кочками и ямами, машина нещадно прыгала, прямо как заупрямившийся козёл. В результате к ней быстро прилепилось прозвище «козлик» и стало почти нарицательным — даже далекие от техники люди сразу понимают, о каком автомобиле идет речь.

 

 

Форма и содержание

 

Несмотря на простую, отчасти даже утилитарную внешность, ГАЗ-69, тем не менее, имеет яркий и запоминающийся облик


Вo внутренней отделке салона никакого пластика — только металл!
Дешево, надежно и практично!


Педали тормоза и сцепления установлены прямо на полу, а не подвешены сверху, как у современных автомобилей


Задний отсек кузова универсален: на боковых лавках умещается шесть человек, а если лавки сложить, то образуется достаточно большая грузовая платформа


На армейских машинах имелась возможность размещения шанцевого
инструмента на бортах кузова — так он не занимает места и всегда под рукой


В летнее время боковины тента над дверьми обычно снимали совсем


Неизменный атрибут настоящего внедорожника — дополнительная
фара-искатель. Водитель легко доставал до нее рукой со своего места


Ровный пол между передними сиденьями позволял разместить здесь дополнительную поклажу — например, ящик с ЗИП (запчасти и принадлежности)


Под передним сиденьем у ГАЗ-69 размещался дополнительный бензобак
на 28 литров


Никаких дополнительных обивок на дверях не предусматривалось, а дверной замок — только накладной


Большие пружинящие скобы на торцах рамы служили для выталкивания
застрявшей машины. В то же время они были и отличными подножками


Стеклоочистители с верхней навеской — сейчас так 6ы уже не сделали


Подпружиненные крючки для запора капота — очень характерные детали грузовиков 50-х годовперешли по наследству и легковому внедорожнику ГАЗ-69


Такие фары головного света и подфарники в 50-е годы устанавливались
на все выпускаемые в СССР грузовики. Ради унификации они достались
и «козлику»


Никаких желтых и белых рассеивателей на задних фонарях тогда еще
не признавали — только красные огни!


Буксирные крюки на переднем бампере почти такие же, как у настоящих грузовиков, только меньше размером


Широко откидывающийся капот — его можно поднять до ветрового
стекла — съемные боковины капота и широкие крылья машины
позволяли в случае необходимости удобно устроиться для обслуживания двигателя автомобиля

Нехитрый кронштейн, притороченный снаружи прямо на кузов, - и уже понятно, куда пристроить в дальней поездке 20-литровую канистру с бензином, маслом или водой


Четырехцилиндровый, нижнеклапанный двигатель ГАЗ-69 был максимально унифицирован с двигателем «Победы»


Не каждый сельский механизатор или солдат-новобранец мог сразу грамотно обслужить новую машину: во избежание ошибок все важные моменты были прописаны на специальных жестяных табличках-инструкциях, развешанных по всей машине


ГАЗ-69 комплектовались трехдиффузионным карбюратором с падающим потоком модели К-22Г


Паспортные данные

 

 

Схема автомобиля ГАЗ-69

Техническая характеристика ГАЗ-69
Число мест:
8
Максимальная скорость
90 км/час
Расход топлива при скорости 40 км/ч
14 л/100 км
Электрооборудование
12 V
Аккумуляторная батарея
6СТ-54
Генератор

Г-108 Б

Реле-регулятор
РР-24Г
Стартер
СТ-20
Прерыватель-распределитель
Р-23
Свечи зажигания
М-12У
Размер шин
6,50-16
Вес автомобиля в снаряженном состоянии:
снаряженная
1525 кг
полная, в том числе:
2175 кг
на переднюю ось
940кг
на заднюю ось
1235кг
Дорожные просветы:
под передней осью 210мм
под задней осью 210мм
Наименьший радиус поворота:
по колее переднего наружного колеса 6,0м
Подвеска передняя:
на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, двустороннего действия
Подвеска задняя:
на двух продольных полуэллиптических рессорах, амортизаторы гидравлические, двустороннего действия
Рулевой механизм:
глобоидальный червяк с двухгребневым роликом, передаточное отношение 18,2                     
Тормоза:

рабочий — колодочный на все колеса с гидравлическим приводом

стояночный —  колодочный, с механическим приводом на трансмиссию

Сцепление:
однодисковое, сухое
Коробка передач:
механическая, трехступенчатая, с синхронизаторами
на II и III передачах
Двигатель
ГАЗ-69, рядный, карбюраторный, четырехтактный, четырехцилиндровый, нижнеклапанный
Диаметр цилиндра 82мм
Ход поршня 100мм
Литраж двигателя 2120 см3
Степень сжатия 6,5
Порядок работы цилиндров двигателя 1-2-4-3
Карбюратор: К-22Д
Максимальная мощность: 52 л. с. при 3600 об/мин
Максимальный крутящий момент: 12,5 кгс. м при 2000 об/мин


Презентация

Контакты

 

 

Контакты

НАШІ КОНТАКТИ:

[email protected]

[email protected]

м. Дніпро

тел. +38 (056) 794-36-74, +38 (056) 794-36-75

моб. +38 (050) 320 69 72

ISSN 20760507

Керівник проекту - Гриньов Володимир Анатолійович

Партнеры