Основной боевой танк Т-84 "Оплот"

20/11/2013 5:02pm

Автор: по материалам sermonak

Категории: Бронетехника

Основной боевой танк Т-80УД

Последним, разработанным ХКБМ и запущенным в серийное производство в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 2 сентября 1985 г. советским танком, стал  Т-80УД "Берёза" ("объект 478Б"). Т-80УД оснастили самым современным на то время оборудованием - системой автоматизированного управления огнём 1А45 "Иртыш", комплексом управляемого вооружения 9К119 "Рефлекс", ночным инфракрасным прицелом ТПН-4 "Буран ПА", лазерным прицелом-дальномером 1Г46 "Иртыш".
Однако и ХКБМ, и харьковский завод им. А.Малышева оказались в весьма сложном положении: в их распоряжении имелся готовый танк с уже отлаженным серийным производством, но отсутствовал заказчик, который был бы в состоянии оплатить выпуск новых машин. Наконец появилось постановление Кабинета министров Украины о возобновлении танкового производства, а следующим правительственным постановлением за №181-3 от 12 марта 1993 г. этим предприятиям вменялась отработка усовершенствованного танка Т-84 (тема "Керн") с производством его комплектующих, систем и агрегатов по максимально замкнутому циклу в Украине.

Один из прототипов танка Т-84

Определённую заинтересованность в закупке современного танка проявил Пакистан. В августе 1993 г. пакистанские военные поближе познакомились с "восьмидесяткой" на первичных испытаниях.
Две машины, отправленные сюда, несколько отличались друг от друга - одна ("объект 478ДУ") имела ходовую часть с металлическими катками и внутренней амортизацией по типу Т-64, другая - "объект 478ДУ1" - с традиционной для Т-80УД ходовой частью с катками, несущими мощные резиновые бандажи. Пакистанцы выбрали обычную ходовую часть "восьмидесятки", как менее шумную и лучше поглощающую вибрацию. В пустыне Тар оба танка "пробежали" по барханам около 2 тыс. км.
Продолжая заниматься доводкой и совершенствованием конструкции Т-80УД для обеспечения его экспортного потенциала, ХКБМ одновременно вело работы и по проектированию новой машины - Т-84. В распоряжении КБ уже был двигатель 6ТД-2 мощностью 1200 л.с., конструкторскую документацию на испытания Т-84 с этим двигателем утвердили в 1992 г. В тот же период был изготовлен и успешно испытан опытный образец сварно-катанной башни танка. В Харькове наладили серийное производство сварных башен. Теперь с "Азовмаша" поступал только броневой прокат, а окончательная сборка и обработка башен производились собственными силами.

Опытный образец танка Т-84 ("объект 478ДУ2") обр. 1995 г.

Одновременно развернулись и работы по созданию украинского варианта танкового орудия. В 1993 г. в Государственном научно-техническом центре артиллерийско-стрелкового вооружения при Киевском заводе "Большевик" приступили к конструкторской разработке 125-м гладкоствольного орудия КБАЗ - эквивалента российского 2А46М-1. К 1996 г. изготовили опытный образец и провели его предварительные испытания. Орудия выпускали по таокй схеме: орудийную сталь поставляло запорожское предприятие "Днепроспецсталь", стволы - с АО "СМНПО им. М.Фрунзе" (г. Сумы), орудия собирали на заводе им. А.Малышева, конструкторское сопровождение обеспечивало ХКБМ.
Весной 1995 г. опытный танк Т-84 ("объект 478ДУ2") был впервые продемонстрирован ХКБМ на Международной выставке вооружений IDEX-95 в Абу-Даби в Объединённых Арабских Эмиратах.

Опытный образец танка Т-84 ("объект 478ДУ2") обр. 1998 г.

В июле - сентябре 1995 г. на территории Пакистана были организованы тендерные испытания танков по специальной программе: 3000 км пробега в пустынных условиях, стрельба днём и ночью по подвижным и неподвижным целям с ходу и с места. После заключительных 100-дневных переговоров 30 июля 1996 г. был подписан контракт стоимостью 650 млн. долларов на поставку Пакистану 320 танков Т-80УД.
Дальнейшая отработка конструкции новых узлов Т-84 велась с использованием целого ряда машин, получивших объектовые номера 478ДУ4, 478ДУ5, 478ДУ7, 478ДУ8. Проекты "объект 478ДУ3" и "объект 478ДУ6", несмотря на то, что и были документально зарезервированы, но по различным причинам не получили развития и в металле реализованы не были.
Опытный "объект 478ДУ4" получил адаптированную к новому, более мощному, двигателю усовершенствованную коробку передач, в которой, кроме обычных семи передач вперёд, предусматривались три передачи назад. Эта коробка существенно расширила диапазон скоростей движения танка. Теперь на хорошей дороге Т-84 без труда развивал скорость не 60, а 73 км/ч, движение же назад стало возможно со скоростью до 32 км/ч.

Опытный образец танка Т-84 ("объект 478ДУ4") обр. 1998 г.

Опытную машину, которая в дальнейшем получила индекс "объект 478ДУ5", оборудовали кондиционером мощностью 4 кВт с расходом воздуха 250 м3/ч для обеспечения комфортных условий обитания экипажа и нормальной работы приборов. Кондиционер разместили в специальном боксе на кормовой части башни, туда же в изолированный от боевого отделения отсек переместили и часть боеприпасов. На этом же объекте испытывалась и система управления автоматической трансмиссией (СУАТ), которая обеспечивала управление режимами работы двигателя и автоматизированное переключение передач.
В 1998 г. Т-84 вместе с американским М1А2 "Абрамсом", германским "Леопардом 2А5", российским Т-80У, британским "Челленджером 2Е", французским "Леклерком" принимал участие в предтендерных испытаниях в Греции, собиравшейся обновить свой танковый парк.

Опытный образец танка Т-84 ("объект 478ДУ5")

По результатам испытаний в ходе опытно-конструкторских работ, проводившихся в тот период, в конструкцию Т-84 внесли многочисленные изменения, что привело к созданию его улучшенной модификации, ставшей первой из изделий с индексом 478ДУ9. Эта машина была продемонстрирована в 1999 г. в Абу-Даби на очередной выставке IDEX-99. На этот объект для улучшения защиты лобовых частей корпуса и башни от кумулятивных и ударно-кумулятивных (типа "ударное ядро") снарядов установили новый КДЗ "Нож" украинской разработки с повышенными характеристиками. В бортовой проекции некоторого улучшения защищённости достигли, увеличив площадь бортовых экранов и продолжив их практически до ступиц опорных катков. На "объекте 478ДУ9" разместили вспомогательную дизельную силовую установку ЭА-8А с мощностью генератора 8 кВт, которая обеспечивала энергией все системы танка при неработающем двигателе, а также могла использоваться и для его запуска. Танк получил комплекс радионавигационной аппаратуры 1КРНА, использующий данные спутниковой системы GPS NAVSTAR или российской ГЛОНАСС. Обычная радиосвязь обеспечивалась станцией Р-163-50К с дальностью действия до 50 км. На танк установили гусеницы с асфальтоходными башмаками из полимерного материала.

Опытный образец танка Т-84 ("объект 478ДУ7")

В феврале 2000 г. основной боевой танк Т-84 ("объект 478ДУ9") на основании постановления Кабинета министров за №237-5 от 08.02.2000 г. был принят на вооружение армии Украины. Он получил имя "Оплот". В 2001 г. было выпущенно 10 машин для нужд украинской армии.
Общая компоновка танка традиционна. В носовой части расположено отделение управления с рабочим местом механика-водителя, в средней части - боевое отделение с вращающейся башней, в кормовой - моторно-трансмиссионное отделение (МТО). В боевом отделении размещено вооружение, находится основная часть боекомплекта, расположены рабочие места командира (справа) и наводчика (слева).
Сварной корпус Т-84 по конструкции идентичен корпусу Т-80УД. Днище - штампованное, верхняя лобовая деталь - многослойная, со встроенной динамической защитой нового поколения. Бортовые экраны увеличенной ширины обеспечивают дополнительную защиту бортов корпуса и узлов ходовой части от противотанковых средств малой дальности действия, применяемых пехотой противника.

Серийный танк Т-84 "Оплот" ("объект 478ДУ9").

2001 г.

В передней части корпуса по центру расположен люк механика-водителя, крышка которого при открывании поднимается и поворачивается вправо. Внизу корпуса установлены специальные пиллерсы, предназначенные для уменьшения возможности поражения механика-водителя при подрыве противотанковых мин под днищем машины. Позади его сиденья имеется десантный люк.
Башня танка - сварно-катанная, изготовлена с использованием стали, полученной методом электрошлакового переплава. Спереди она защищена многослойной бронёй. Крыша выполнена цельноштампованной. Лобовая часть и крыша башни прикрыты элементами динамической защиты, обеспечивающими прикрытие башни с верхней полусферы от воздействия поражающих элементов типа "ударное ядро".
Для повышения противорадиационной защиты экипажа корпус и башня имеют подбой из водородосодержащего полимера с добавками лития, бора и свинца.
Основное вооружение - 125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ с автоматом заряжания конвейерного типа. Она оснащена эжектором пороховых газов, термокожухом, стабилизирована в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Ствол пушки быстросъёмный и может быть заменён в полевых условиях без демонтажа самой пушки из танка.
Боекомплект - 40 выстрелов раздельного заряжания (снаряд и заряд), из которых 28 размещаются в конвейере автомата заряжания. Огонь может вестись бронебойными подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными снарядами, а также управляемыми ракетами. Танковые управляемые ракеты "Комбат", разработанные специалистами Киевского КБ "Луч", имеют тандемную боевую часть.
Комплекс управления огнём обеспечивает ведение стрельбы наводчиком и командиром по неподвижным и движущимся целям с места и на ходу с высокой вероятностью попадания с первого выстрела. Комплекс состоит из дневного прицела наводчика 1Г46М "Проминь", тепловизионного прицела "Буран-Катрин-Э", прицельно-наблюдательного комплекса командира ПНК-5 "АГАТ-СМ", баллистического вычислителя ЛИО-В с датчиками входной информации, усовершенствованного стабилизатора вооружения 2Е42М, датчика измерения начальной скорости снаряда, зенитного прицела ПЗУ-7, системы управления зенитной установкой 1ЭЦ29М.
Дневной прицел наводчика 1Г46М имеет стабилизированную в двух плоскостях линию визирования, встроенный лазерный дальномер и канал наведения управляемой ракеты. Поле зрения прицела - с увеличением в диапазоне от 2,7х до 12х. Дальномер обеспечивает измерение дальности до цели на расстоянии до 10000 м с точностью ±10 м.
Тепловизионный прицел "Буран-Катрин-Э" включает в себя оптоэлектронный прибор наводчика и монитор тепловизионного изображения; сюда же входит пульт управления командира, с помощью которого он может взять управление на себя и сам вести огонь из пушки или спаренного с ней пулемёта.
Прицельно-наблюдательный комплекс командира ПНК-5 состоит из комбинированного дневного - ночного прицела командира ТКН-5 и датчика положения пушки. ТКН-5 имеет стабилизированную в вертикальной плоскости линию визирования и три канала: дневной однократный канал, дневной многократный канал с кратностью увеличения 7,6х и ночной - с кратностью 5,8х. Прицел оснащён встроенным лазерным дальномером, обеспечивающим командиру возможность измерения дальности до цели независимо от наводчика, а также устройство ввода бокового упреждения.
Баллистический вычислитель ЛИО-В рассчитывает баллистические поправки, автоматически учитывая данные о скорости танка, угловой скорости цели, угле крена оси цапф пушки, поперечной составляющей скорости ветра, дальности до цели, курсового угла. Дополнительно вручную вводятся: температура окружающего воздуха, температура заряда, износ канала ствола, давление окружающего воздуха и прочее. ЛИО-В также рассчитывает момент подрыва осколочно-фугасного снаряда над целью.
Для автоматического учёта теплового изгиба ствола пушки при расчёте баллистических поправок установлена система его определения СУИТ-1, которая передаёт соответствующую информацию в танковый баллистический вычислитель.
Средствами защиты, применяемыми на Т-84, являются композиционная броня, встроенная динамическая защита, комплекс оптико-электронного противодействия и ряд других устройств. Современная многослойная броня танка представляет собой "слоёный пирог", состоящий из броневых листов и керамических материалов.
Встроенная динамическая защита второго поколения типа "Нож" установлена на передней части корпуса и башни. Основным отличием "Ножа" от существующих типов динамической защиты является воздействие на атакующие средства поражения плоской кумулятивной струёй, тогда как системы динамической защиты первого поколения ("Контакт-1/5", В1аzеr) действовали метанием пластин в направлении атакующего боеприпаса.
На бортах корпуса танка установлены уширенные резиновые экраны с бронированием и встроенной динамической защитой в передней части, обеспечивающие дополнительную защиту от ручных противотанковых средств.
На танке установлен комплекс оптико-электронного противодействия "Варта". В его состав входит система предупреждения о лазерном облучении, которая позволяет экипажу танка своевременно реагировать на возникающие угрозы. Основным её элементом являются четыре головки обнаружения лазерного луча: две "точные", установленные в передней части крыши башни, и две "грубые", размещённые в её кормовой части. Они реагируют на лучи лазерных дальномеров, лазерных целеуказателей и высокоточных боеприпасов, имеющих лазерную систему наведения. Комплекс также содержит осветители постановки инфракрасных активных помех средствам противотанковой борьбы. Кроме того, сюда же входит система постановки дымовой/аэрозольной завесы, предназначенной рассеивать лазерный луч наведения. Она состоит из 12 пусковых установок дымовых/аэрозольных гранат, смонтированных на правом и левом бортах башни и прикрытых кожухами-обтекателями.
Дизельный двигатель 6ТД-2 "Оплота" имеет мощность 1200 л.с. Для снижения тепловой заметности крыша моторно-трансмиссионного отделения оснащена специальными теплоизолирующими экранами.
Танк Т-84 активно продвигался и на зарубежные рынки, ведь именно бронетанковая тематика вывела Украину в десяток крупнейших мировых производителей военной техники и вооружений. Однако параллельно прошедшие тендеры на поставку танков в Турцию, Грецию и Малайзию, в которых участвовал танк Т-84, успеха не принесли.

Опытный танк Т-84 "Ятаган" ("объект 478Н"). 1999 г.

Еще в 1997 г. один из опытных Т-84 испытывался в Турции. Украинская машина, заводской индекс "объект 478Н", получившая позднее название "Ятаган", была разработана в конце 1999 г. Она полностью собиралась из комплектующих украинского производства, хотя предусматривалась, по желанию заказчика, установка систем и агрегатов зарубежных производителей. Поскольку 120-мм пушка использует унитарные боеприпасы, то на "Ятагане" был использован новый автомат заряжания заманного типа, который разместили в задней части башни в навесной кормовой нише. Первый образец танка вооружался 120-мм гладкоствольным орудием украинского производства КБМ2, конструкция которого отвечает требованиям стандартов НАТО. Заряжание пушки танка "Ятаган" производилось с помощью автомата заряжания, обеспечивавшего скорострельность 8 - 10 выстр./мин, причём предусматривались также режимы полуавтоматического и ручного заряжания. Боекомплект составлял 40 выстрелов, 22 из которых размещались непосредственно в конвейере автомата заряжания в специальном отсеке в задней части башни, отделённом от боевого отделения бронированной перегородкой. 16 выстрелов находились во вспомогательной механизированной боеукладке, размещённой в корпусе, ещё два - в боевом отделении. Могли применяться боеприпасы всех типов, разработанные в соответствии со стандартами НАТО (STANAG 4385 и STANAG 4110), APFSDS-Т, НЕАТ-МР-Т и другие, а также управляемые по лазерному лучу ракеты производства Украины, адаптированные к калибру 120 мм. На "Ятагане" устанавливался комплекс управления огнём танка Т-84 "Оплот", адаптированный к новому вооружению.

Танк "Оплот-М" ("объект 478ДУ9-1/478ДУ10") на испытаниях

Однако в 2005 г. затянувшийся танковый тендер в преддверии сокращения военных программ турецким военным командованием был отменён. Аналогичная ситуация сложилась ранее и на танковом тендере в Греции.
В 2000 г. танк Т-84 принял участие в международном тендере, проводимом Малайзией. В сравнительных испытаниях были задействованы польский танк РТ-91М "Тварды", являющийся модернизацией советского Т-72М, российский Т-90С и шведский лёгкий танк СV90 120. Весной того же года украинский Т-84 был представлен на выставке вооружений DSA-2000 в Куала-Лумпуре (Малайзия). Испытания в Малайзии проходили в период с 19 июня по 21 августа, причём военных в основном интересовали подвижность и эксплуатационная надёжность танков в непростых местных условиях. Машинам предстояло пройти около 2800 км в джунглях, по горному ландшафту, через заболоченные участки и водные преграды. Однако малалийские военные выбрали польский танк РТ-91М "Тварды".

Танк "Оплот-М"

Так и не выиграв международных танковых тендеров, "Оплот" пока остаётся на вооружении исключительно Украинской армии. Однако работы по совершенствованию конструкции танка продолжаются, тем более что принятые на вооружение в 2000 г. серийные "оплоты" к настоящему моменту уже нуждаются в модернизации.
Усовершенствованный танк "Оплот-М" ("объект 478ДУ9-1 / 478ДУ10") был разработан ХКБМ с учётом современных тенденций развития бронетехники. В первую очередь, усилили защищённость машины, установив новую систему встроенной динамической защиты "Нож-2", способной противостоять ПТУР с тандемной боевой частью, кумулятивным и бронебойным снарядам. Её контейнеры поставили на передней части корпуса и на башне, по бортам корпуса, обеспечив дополнительную защиту танка с боков. Комплекс "Нож-2" имеет модульную конструкцию, поэтому он может быть легко заменён или же модернизирован по мере усовершенствования соответствующих технологий динамической защиты.
Командир машины получил новый многоканальный панорамный прицельно-наблюдательный комплекс ПКН-6 с независимыми дневным и тепловизионным каналами и лазерным дальномером. Командир танка также получил информационный пульт командира 1КПИ-М, предназначенный для отображения на экране вводимой цифровой и графической информации или полученной по связи извне. Из-за того, что довольно крупную головку кругового обзора ПКН-6 разместили на крыше башни перед командирским люком, зенитную пулемётную установку пришлось перенести на кронштейн в задней части башни.

БРЭМ-84

На танке "Оплот-М" поставлен более совершенный двигатель 6ТД-2Е. Мощность вспомогательного агрегата питания на новом танке также увеличена - 10 кВт вместо 8 кВт. Комплексная система управления движением "Оплота-М" обеспечивает автоматическое переключение передач и плавный поворот во время движения танка. Вместо рычагов поставлен штурвал, что существенно упростило процесс управления машиной.
Навигационное обеспечение танка основано на системах "ГЛОНАСС" и NAVSTAR с определением собственных координат, формированием команд с координатами пункта назначения, сбором информации о местоположении подчинённых танков, формированием маршрутов (до 10-ти маршрутов) и прохождением по заданному пути (количество контрольных точек для каждого маршрута - до 50-ти), формированием телекодовых (текстовых) сообщений по радиоканалу, индикацией информации о направлении и величине угла поворота на пункт назначения для механика-водителя.
Заводские испытания танка "Оплот-М" проходили в конце 2008 г., а к началу апреля следующего года успешно завершились и государственные испытания. Приказ о принятии на вооружение танка "Оплот-М" был подписан 28 мая 2009 г.
На базе танка Т-84 ("объект 478ДУ7") была разработана бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-84. Масса БРЭМ-84 составляет 46 т. Помимо крана грузоподъёмностью 25 т, обеспечивающего демонтаж двигателя или башни танка, она оснащена тяговой лебёдкой с усилием 25 т и вспомогательной лебедкой усилием 900 кг. Машина имеет грузовую платформу, комплект инструментов и приспособлений для ремонта танков, а также бульдозерное оборудование.

Тактико-технические характеристики


                                                                       Т-84 "Оплот"                                        Т-84 "Оплот-М"


 

Год принятия на вооружение

-

2000 г.

2009 г.

 

Боевая масса

-

48 т

51 т

 

Экипаж

-

3 чел.

3 чел.

 

Габаритные размеры:

высота по крышу башни

-

2215 мм

2215 мм

 

длина с пушкой вперед

-

9664 мм

9720 мм

 

ширина общая

-

3670 мм

4176 мм

 

клиренс

-

515 мм

470 - 500 мм

 

Бронирование

-

лобовая часть корпуса и
башни - многослойная
комбинированная броня,
остальное бронирование -
монолитная стальная броня

лобовая часть корпуса и
башни - многослойная
комбинированная броня,
остальное бронирование -
монолитная стальная броня

Динамическая защита

-

встроенная, второго поколения типа
"Нож"

встроенная, второго поколения типа
"Нож-2"

Комплекс оптико-электронного
противодействия

-

"Варта"

"Варта"

Вооружение:

пушка

-

125-мм гладкоствольная пушка КБАЗ

125-мм гладкоствольная пушка КБА3

 

пулеметы

-

7,62-мм пулемет КТ-7,62 (ПКТ)
12,7-мм пулемет КТ-12,7

7,62-мм пулемет КТ-7,62 (ПКТ)
12,7-мм пулемет КТ-12,7

 

Боекомплект

-

40 выстрелов
1250 патронов калибра 7,62 мм
450 патронов калибра 12,7 мм

46 выстрелов
1250 патронов калибра 7,62 мм
450 патронов калибра 12,7 мм

 

Двигатель

-

6ТД-2, 6-цилиндровый 2-тактный
многотопливный турбопоршневой
дизель жидкостного охлаждения

6ТД-2Е, 6-цилиндровый 2-тактный
многотопливный турбопоршневой
дизель жидкостного охлаждения

 

Мощность двигателя

-

1200 л.с.

1200 л.с.

 

Скорость по шоссе max

-

65 - 75 км/ч

70 км/ч

 

Запас хода по шоссе

-

540 км

400 - 500 км

 

Удельное давление на
грунт

-

0,93 кг/кв. см

0,97 кг/кв. см

 

Преодолеваемые препятствия:

подъем

-

32°

32°

 

крен

-

25°

25°

 

ширина рва

-

2,85 м

2,85 м

 

высота стенки

-

1 м

1 м

 

глубина брода без
подготовки

-

1,8 м

1,8 м

 

глубина водной преграды
при преодолении с ОПВТ

-

5 м

5 м

 


Презентация

Контакты

 

 

Контакты

[email protected]

[email protected]

 г. Днепр

тел. +38 (056) 794-36-74

факс. +38 (056) 794-36-75

моб. +38 (050) 320 69 72

ISSN 20760507

Руководитель проекта - Гринев Владимир Анатольевич

Партнеры